Кабинет руководителя физического воспитания

ИНФОРМАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗВОСПИТАНИЯ

«Веселая физкультура дома»

 Физкультурно-оздоровительный досуг в домашних условиях очень важен. Его можно совместить с подготовкой и проведением каких-либо семейных торжеств. Так же потребность в совместном общении возникает ежедневно в вечерние часы, когда вся семья в сборе, а так же в выходные дни или во время отпуска.

 

 В хорошую погоду, можно устроить пикник на свежем воздухе в парке, взяв с собой, например, мяч, скакалку или просто покататься на роликах или велосипеде. Если вы собрались большой компанией, где есть дети можно устроить игры соревновательного характера.

 

 За частую если на улице ненастье, возникает целый ряд проблем, связанных прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной деятельности и позволяющей площади квартир. В большинстве случаев родители отдают предпочтение организации спокойных занятий (по рисованию, лепки, просмотру мультфильмов и телепередач, чтению и т. д.).

 

 Ограничение ребенка в двигательной активности  дома, ведет к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.

 

 Нередко дети слышат от родителей: « Не бегай, не прыгай, не залезай туда! ». Родители в большинстве случаев уделяют большое внимание эстетическому состоянию квартиры, загромождают комнаты мебелью, чем самым ограничивают своего ребенка в движении! Не каждый из родителей задумается перед выбором между красивым мебельным гарнитуром или «шведской стенкой». Однако крепкое здоровье наших детей – достойная награда за такую жертву.

 

 Вариант спортивного компактного стадиона для вашего ребенка в квартире.

  1. шведская лестница, установленная к стене
  2. турник, установленный на этой же стенке
  3. кольца (вис)
  4. канат (прикрепленный к потолку)
  5. наклонная лестница (устанавливается на перекладины шведской стенки, высота подъема лестницы регулируется самостоятельно)
  6. мат

 

 Для того чтобы вашему ребенку было интересно заниматься физическими упражнениями, занятиям нужно придавать сюжетно-образный характер. Например, для самых маленьких можно

 предложить: « Давай превратимся в пингвинов (ходьба на пятках), а теперь в мышек - кто тише пройдет (ходьба на носках) ».

Дети очень любят физкультуру в загадках или стихах: « Ростом он с большую башню, но не чуточку не страшный. Добродушен и силен Африканский чудо…. (слон)»  (ходьба, широко поставив ноги), или например: « Кто там скачет по дорожке, прыг, скок, кувырок и забился в уголок …(мяч)» (прыжки с продвижением вперед)  и т. д.

 Вечером можно почитать или рассмотреть иллюстрационные картинки с видами спорта, спортивного инвентаря, поговорить на тему укрепления здоровья, какую роль играет в нашей жизни спорт и т. д.

 

По материалам международного образовательного портала     http://www.maam.ru/

Подготовил руководитель физического воспитания Т.В.Шашкина

 

 

Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. 

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

 

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

 

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

 

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

 

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

 

  Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., «Просвещение», 1976. С.189 – 192.

  Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников – М: Издательский центр «Академия», 2000. – С.120

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ВОДЕ

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

         Бассейн полезен всем: вялые здесь становятся бодрее, слишком резвые – спокойнее, у детей повышается эмоциональный тонус. Сегодня, уверены врачи, противопоказаний для посещения ребенком бассейна не существует. Исключения составляет лишь отиты (воспаление уха) и кожные болезни. И напротив, медицине известны заболевания, при которых занятия в воде могут оказаться незаменимыми. Среди них ДЦП, ортопедические патологии (врожденный вывих бедра, врожденная косолапость и др.), функциональные сердечные изменения, ожирение и т. д.

        За последнее время в дошкольных организациях сильно возросло количество часто болеющих детей простудными заболеваниями, детей с нарушением осанки, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, здоровьесбережение выходит на первый план в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

       Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток и витаминов. Когда мы вылечили ребенка от простуды и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровья, повышать иммунитет и заниматься спортом.

Что лучше – тратить деньги на лекарства и болеть или тратить деньги на здоровый образ жизни и быть крепким и сильным?

 

       Одним из важных направлений укрепления здоровья дошколят можно считать занятия в бассейне. Плавание   – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым. Положительный эффект от этого обожаемого детьми занятия вы заметите уже через несколько недель!

 

      Плавание – это способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка.

При плавании развиваются все группы мышц, совершенствуются физические качества: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений, осанка.

       Позвоночник у ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию, поэтому плавание позволяет:

- разгрузить позвоночник;

- значительно уменьшить вес тела;

- улучшить кровоснабжение костных структур и мягких тканей.

         Плавание также является эффективным укрепляющим и корректирующим средством для опорно-двигательного аппарата. Непрерывная работа ног с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы, что очень важно для профилактики плоскостопия у ребят.

          Занятия по плаванию благоприятно влияет и на сердечно - сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. Физические упражнения вызывают увеличение в крови детей гормона роста. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы.

 

        А вдруг кроха простынет в бассейне?

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить мы туда больше не будем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начнет закаливаться.

      Именно закаливанию принадлежит особая роль в укреплении здоровья. А плавание является прекрасным средством повышения стойкости организма к воздействию низких температур, и другим изменениям внешней среды. У детей повышаются защитные свойства иммунной системы крови – увеличивается сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

    Как малыш закаляется в бассейне?

Вода в бассейне   +30-31, вода в душе +36,  а вот температура воздуха  в раздевалке +25-26. Постоянная разница температур и создает эффект закаливания.

 

       При плавании вдох и выдох затруднены, так как при вдохе приходиться преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная емкость легких и объем грудной клетки. Плавание на задержке дыхания, погружения под воду, ныряние на дальность с доставанием тонущих предметов со дна бассейна, тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

       Водная среда оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость.

      Занятия плаванием в детском саду с детьми дошкольного возраста доставляют детям огромное удовольствие. Ещё – это хороший отдых, снятие напряжения и развлечение.

     Дети, посещающие бассейн, постепенно преодолевают страх перед водой и с каждым занятием становятся уверенными в себе, поэтому занятия несут и коррекционно-развивающую функцию.

     Таким образом, как показывает практика, дети дошкольного возраста, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже. У них быстрее обогащаются двигательные навыки, формируются первоначальные навыки плавания. А   умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю оставшуюся жизнь.

 

Подготовил руководитель физического воспитания М.Н. Зинькевич

Используемая литература: 

Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев // Физкультура и спорт. – 1989.

Кудинова, В. Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду//Дошкольное воспитание/ В.Кудинова. – 2005. – №9

 

 Плавать или нет?

Сегодня на вопрос: ”Нужно ли обучать плаванию детей дошкольного возраста?” – даётся однозначный ответ: "Да, нужно!”

Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, трудно переоценить.

 

По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствует лечению заболеваний сердечно - сосудистой системы, неврозов и др.

В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой её плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания.

 

Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц, очищает потовые железы, способствует тем самым активации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

 

Систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствуют развитию быстроты и выносливости.  

Каждый ребёнок ежедневно умывается. Тем родителям, чьи дети умываются с нежеланием, побаиваются брызг воды, советуем проявить терпение и настойчивость, добиться того, чтобы малыш охотно умывался, и только потом уже приступал к обучению плаванию в "домашнем бассейне”.

 

Часто бывает и так: ребёнок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне детского сада, но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, "высокое” небо, множество купающихся. Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно, шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер – и произойдёт это очень скоро!

 

По материалам Осокиной Т. И. «Обучение плаванию в детском саду»

Подготовил руководитель физического воспитания М.Н.Зинькевич

 

ПОВТОРИТЕ С ДЕТЬМИ ДОМА

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В БАССЕЙНЕ

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА» 

  • В помещение бассейна входить организованно, занять индивидуальное место для раздевания;
  • Внимательно слушать и выполнять все команды педагога;
  • Спускаться в бассейн по лестнице по одному, не толкая своих товарищей;
  • Все задания в воде выполнять строго по свистку;
  • Спортивный инвентарь для плавания использовать по назначению;
  • Запрещается трогать других детей, брызгать и наплывать на них во время выполнения задания. Не баловаться, не сталкиваться с другими детьми при свободном плавании или купании;
  • Не нырять без разрешения!!!
  • Разговаривать только шепотом или вполголоса;
  • Выходить из бассейна организованно по одному с разрешения взрослого,  не толкая своих товарищей.

Только выполнение всех правил поведения

и предъявляемых требований может обеспечить успех оздоровительно-закаливающих процедур, проводимых в бассейне!

Подготовил руководитель физического воспитания М.Н.Зинькевич