Экскурсии

«РАСТИМ МАЛЕНЬКОГО ПАТРИОТА» ЭКСКУРСИЯ К МОНУМЕНТУ В ЧЕСТЬ МАТЕРИ-ПАТРИОТКИ А. Ф. КУПРИЯНОВОЙ Рекомендуемый возраст детей: 5-7 лет

Цель:  Формирование у воспитанников познавательного интереса к архитектурному наследию  своего  родного города.  Воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности.      

Задачи:  Мотивировать детей  к изучению истории родного города,   истории семьи, своего рода. Закреплять представления о государственном празднике Республике Беларусь – Дне Победы.   Расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывая   чувство благодарности к ним. Прививать уважение к памяти павших бойцов, формировать    чувства ответственности за малую Родину, за членов своей семьи.

 Развивать связную  речь детей, обогащать словарный запас.   Повышать двигательную активность детей,  совершенствовать ориентировку в пространстве, расширять кругозор.  Закрепить правила поведения в общественных местах.

Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике День Победы (Приложение I) Чтение стихотворений,  рассказов о   подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Рассматривание раритетных открыток ко Дню Победы.

Материалы и оборудование:  Цветы для возложения к монументу . Фотографии членов семьи – участников, свидетелей войны, коллекция поздравительных открыток ко Дню Победы прошедших лет.   Интерактивная музыкальная колонка переносная, записи песен военных лет, корзина для пикника с полезным перекусом на свежем воздухе («солдатская каша»), одноразовые средства гигиены, небольшой мяч, цветные ленты, лента с яблоневым цветом, секретный пакет, награда Звезда.  Светоотражающие жилеты, флажки.

Описание маршрута экскурсии: Воспитатель с детьми и сопровождающим выходят из яслей-сада № 22 через центральную калитку и двигаются по пешеходной дорожке напротив дома 12 по ул. 50 лет Октября, переходят на тротуар дома 12 и переходят дорогу. Дальше дети с воспитателем двигаются прямо по тротуару возле «Крытого рынка». Движение продолжается по прямой, по левую сторону будет ТЦ «Элегант» по адресу: проспект Ленина, 20. Воспитатель с детьми продолжает движение по прямой и подходят к «Автостанции», переходят дорогу и находятся на регулируемом перекрестке улиц проспекта Ленина и улицы Венисье. На зеленый сигнал светофора переходят перекресток в двух местах. Воспитатель с детьми двигается вперед и попадает в место назначения .

              Время пребывания в пути:   25  минут (в одну сторону)

              Протяженность маршрута: 600 м (в одну сторону)

               

Ход экскурсии

 

Беседа с детьми о монументе в честь матери-патриотки А. Ф. Куприяновой  (Приложение II).

Рассказать об истории создания, открытия  памятника. Рассмотреть все фигуры монумента, описать их. Обратить внимания на эмоции,  которые появляются у ребят после рассказа про войну. Спросить, зачем надо помнить о героях.

Возложить цветы. Постоять в молчании.

После минуты молчания отметить, что благодаря героям Великой Отечественной войны, сейчас дети в нашей стране могут спокойно играть и развиваться.

 

 Словесная игра «Каким должен быть солдат и почему?»  (храбрый, сильный, здоровый, смелый, выносливый, мужественный, дисциплинированный, заботливый и др.

Подвижная игра  «Мы солдаты!» (взрослый называет военную профессию - летчик, танкист, пограничник, моряк и др. Дети имитируют соответствующее движение, комментируя их).

Слоунiкавая гульня « Скажы па-беларуску» (З мячом. Гуляючыя  па чарзе кiдаюць мяч адзiн аднаму i называюць словы па-руску и па-беларуску)

Родина – Радзiма, Айчына

Победа - Перамога

Памятник – помнiк

Праздник – свята

Флаг – сцяг 

Цветы – кветкi

Мама - матуля

Папа - тата

Девочка - дзяучынка

Мальчик - хлопчык

  

 Игра на ориентировку в  пространстве «Разведчики». Незаметно для детей на территории близлежащего к памятнику парка взрослые  прячут пакет или коробочку с цветными лентами и  наградой – звездой/лентой с яблоневым цветом, которую можно будет вручить в случае успешного выполнения задания.  Затем описывают маршрут до секретного  пакета, указывая направление, количество шагов, виды ходьбы (змейкой между деревьев, спиной  вперед, вприсяде, с закрытыми глазами и др.). Можно предложить ребенку нарисованную карту-схему поиска секретного пакета.

 

   Подвижная игра «Салют Победы». (Взрослый предлагает детям после слов «1-2-3 Салют Победы – лети!» подбросить вверх, как можно выше разноцветные ленточки или полоски бумаги).

 

  Задание «Кто больше соберет ленточек?» 

 

  «Солдаты на привале». (Взрослые  организовывают место для отдыха, предлагают выполнить пальчиковую гимнастику, послушать песни военных лет, прочитать детские стихи о войне (ПРИЛОЖЕНИЕ III)  и угоститься «солдатской кашей», познакомиться с пословицами о войне).

«Солдатская каша» (пальчиковая гимнастика)

Мы крупу в ковше варили, (Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони).

Хорошенько посолили. (Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу).

Здесь уже и ложка наша,  (Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка)).

Так вкусна солдата каша! (Облизать губы языком, показывая, как было вкусно)

 

                                «Бойцы-молодцы»  (пальчиковая гимнастика) Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами). Удалые молодцы.  (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук). Два — больших и крепких (Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие). И солдат в боях бывалых.  

Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы) Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы). Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы) Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — (Показывают мизинцы).  Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке) Будем молодцев считать. (Начиная с мизинца, затем на правой руке). Пальцы встали дружно в ряд — (Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их). Десять крепеньких солдат. (Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши). 

 

Пословицы (закончить и объяснить смысл):

  • Смелость города ………(берет)
  • Сам пропадай, а товарища …….(выручай)
  • Дружно за мир стоять – войне ……(не бывать)
  • Один в поле не …….(воин)
  • Трудно в учении – легко в …….(бою)
  • Легко про войну слушать, да тяжело……(видеть)

ПРИЛОЖЕНИЕ I

День Победы —   великий и серьёзный праздник как для Беларуси, так и для многих других стран мира.

22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов — фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года.

Не только   солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из Беларуси, а потом и из других стран.

Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины-победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день.

Как мы отмечаем День Победы? Утром 9 мая в столице нашей страны  проходит военный парад.

Ветераны Великой Отечественной войны во всех городах и селах Беларуси надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов, желают им крепкого здоровья. Потом ветераны и их близкие собираются вместе и вспоминают своих боевых товарищей, то, как они воевали, их подвиги, поют песни военных лет. К памятникам возлагают цветы, организовывают минуты молчания.

В каждом уголке  нашей страны  проходит акция «Беларусь помнит», на которой отдается дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и людям, которые погибли, защищая рубежи нашей Родины. Родственники   с портретами погибших героев идут в колоннах.

 (Вспомнить имена родственников, которые жили и воевали в годы войны, поговорить о тяжелых испытаниях, которые принесла война не только военным, но и мирным людям, рассмотреть старые открытки, фотографии, пожелтевшие со временем, рассказать их историю.)

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы. Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

   

 Информация для родителей: Одним из самых значимых и величественных памятников в городе Жодино является монумент в честь советской матери-патриотки А.Ф.Куприяновой, ставшей прообразом скульптуры. Пять сыновей вырастила Анастасия Фоминична Куприянова, которые погибли на войне за свободу Родины.

   Сама она родилась 20.04.1872 года в деревне Михеды, Логойского района. С детства батрачила у помещиков. В годы Советской власти работала в колхозе. После войны Куприянова много внимания уделила патриотическому воспитанию молодёжи. Почётная гражданка города Жодино 1972 г. Скончалась 13.04.1979 в городе Жодино, в доме в котором проживала, в 1980 году там был открыт музей.   

   Радостный день Победы Анастасия Фоминична Куприянова встречала одна, а на её столе лежали похоронки. Михаил умер от ран, Николай пропал без вести в декабре 1944 года на территории Польши, Степан убит 29 июля 1944 года в Белостокской области Польши, Владимир – пропал без вести, Петр – геройски погиб закрыв телом амбразуру вражеского дзота 2 ноября 1944 года при освобождении Латвии. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза 23.03.1945 г.  

Описание памятника

Историко-художественный монумент выполнен в честь матери-патриотки Куприяновой Анастасии Фоминичны из бронзы и гранита. Его высота составляет четыре метра.

Композиция монумента

 

   Шестифигурная композиция монумента Куприяновой проста и в то же время оригинальна – бронзовая фигура матери, на двухступенчатом постаменте символизирующего крыльцо, провожает пять фигур сыновей, из красного полированного гранита, на войну. Суровая и прямая фигура Куприяновой, с напряжёнными руками, в простой деревенской одежде она включает в себя духовную силу народа. В ней синтезируются чувства всех матерей, которые благословили сыновей на подвиг во имя Родины. Её сыновья уходят на Запад, туда, где идут бои, а мать тайком утирает слезу: «Идите, сыночки, бейте врага и возвращайтесь с победой!»

Между ними находится символическая дорога, засаженная цветами.

  На переднем плане монумента Куприяновой размещены старшие сыновья, воплощающие в себе общие образы Советских воинов: Степан, Николай, Михаил. Твёрдая поступь, суровые лица, крепко сжатые в руках винтовки, жёсткий ритм штыков.

 В эту монолитную группу включается четвёртый —  Владимир. Последним за ними идёт младший – Пётр. Его образ выражен в лирическом плане. Он остановился,

чтобы обернуться, чтобы бросить прощальный взгляд на мать, которая застыла в волнительном молчании – кто знает, удастся ли свидеться снова!

 Все фигуры сыновей установлены на низком постаменте, что создаёт впечатление непосредственной связи между героями войны и современниками, включая мемориал Куприяновой в ритм жизни.

   Памятник является собирательным образом, символом подвига советских женщин-матерей в годы Великой Отечественной войны. В нём в обобщённой художественной форме воплощена драматическая судьба матери-патриотки. Глубокая человечность содержания, патриотическое направление и реальная выразительность ставят монумент Куприяновой в ряды лучших мемориальных комплексов страны.

Открытие

Монумент в честь советской матери-патриотки А.Ф. Куприяновой в городе Жодино открыт 29 августа 1975 года. Дата открытия памятника была приурочена к проводившейся в Минске Международной встрече женщин. В этот день вместе с делегацией город Жодино посетила первая женщина-космонавт Валентина Николаева-Терешкова. Присутствовала на открытии монумента и сама героиня – Анастасия Фоминична Куприянова.

 

Авторами монумента   являются: архитектор О.Г.Трофимчук, скульпторы А.М.Заспицкий, И.Я.Миско и Н.А.Рыженков. За оригинальность и высокохудожественное исполнение композиции коллектив авторов монумента Куприяновой удостоен Государственной премии СССР (1977 г.).

Памятник А. Ф. Куприяновой занесен в Реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Находится под охраной государства.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Наталья Иванова — Что за праздник

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

Виктор Туров — Дедушкин портрет

Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
— Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!

Виктор Туров — Кто был на войне

Дочь обратилась однажды ко мне:
— Папа, скажи мне, кто был на войне?

— Дедушка Лёня — военный пилот —
В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои:
— Очень тяжёлые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.

Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

Памятка для родителей

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ ПРО ДЕНЬ ПОБЕДЫ  

   1.Начните с вопроса «А ты знаешь, какой скоро праздник?» Эта фраза должна заинтересовать малыша, ведь дети очень любят праздники. Затем, усадите его рядом, как будто собираетесь рассказать секрет или сказку. Заранее приобретите книгу о войне для детей, с большими картинками и фотоиллюстрациями.

   2.Само по себе повествование не должно быть слишком долгим, иначе ребенку наскучит слушать о войне, ведь в этой истории не будет ничего смешного или веселого. Но в рассказе обязательно должна быть названа дата Великой Победы. Объясните, что Великой она называется потому, что когда «дедушка был маленьким мальчиком, как ты», немецкие фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Они хотели установить свои порядки и поэтому взрывали огромные бомбы, стреляли и забирали в плен. Но наши войска дали отпор, потому что идти на фронт было долгом каждого.

  3.Объясните ребенку значение непонятных слов. Не забудьте добавить, что война длилась долгих четыре года, и что много солдат не вернулось домой. А 9 мая 1945 года фашистские войска были разбиты, и наступила долгожданная победа. В этот день все радуются тому, что теперь люди живут под мирным небом, а дети говорят ветеранам «спасибо» и дарят рисунки с праздничным салютом.

  4.Чтобы заинтересовать ребенка праздником победы, предложите ему нарисовать в подарок ветерану праздничный рисунок или смастерить поделку. Чтобы тема Великой Отечественной войны не была забыта, возвращайтесь к ней несколько раз до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу и не начнет изучать историю. По мере взросления добавляйте к рассказу больше значительных фактов, а также повествуйте о том, как воевали ваши деды и бабушки. Если у вас есть родные бабушки и дедушки, или просто соседский дедушка, которые жили в те суровые дни, возьмите ребенка и сходите поздравить их! Это доброе дело — и ветерану приятно, и урок для маленького человека. Если воевали ваши дедушки и бабушки, покажите их правнуки их фотографии, пожелтевшие со временем, расскажите их историю. Обязательно возложите цветы у памятника в вашем городе. 

    Читайте детям рассказы и повести о войне. Даже если ребенок уже умеет читать, прочитайте о войне ему сами. Делайте ударения на особо важных моментах. Иногда отрывайтесь от чтения, чтобы спросить о том, что он чувствует, как видит и понимает читаемое событие, или что, по мнению малыша, переживают в этот момент герои повествования. Смотрите вместе фильмы о войне. Сопереживайте героям. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость — плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Они должны понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, избивать, убивать, предавать.

     Мальчикам будет интересно изучить технику и оружие военных лет. В этом могут помочь энциклопедии, художественная литература, интернет. Можно распечатать раскраски с танками и солдатами и предложить их ребенку, а заодно немного рассказать о том или ином орудии. Девочкам можно рассказать о геройских подвигах врачей и жен, которые выживали в трудных условиях, да еще и детей воспитывали и партизанам помогали. Показывайте пример своим детям, как важно помнить подвиги солдат, зачастую совсем юных, отдавших свою жизнь за нашу жизнь и нашу свободу!                    Наш долг — научить детей помнить и ценить! Никто не забыт, ничто не забыто…

свернуть