Советы дефектолога

Режим работы учителя-дефектолога

Кохановская Наталья Владимировна 

Понедельник: 7.30-12.35

Вторник: 7.30-12.35

               15.05-17.30

Среда: 7.30-12.35

            15.05-17.30

Четверг: 7.30-12.35

Пятница: 7.30-12.35

Консультации для родителей:

1-я среда месяца с 17.30 до 18.00

Консультации для педагогов:

1-й понедельник месяца с 12.40 до 13.10

 

свернуть

«10 простых советов дефектолога родителям»

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2.Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3.Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4.Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5.Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6.Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7.Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8.Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10.Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Подготовил: учитель-дефектолог Коптяева В.Л..

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Черпать свои знания по математических представлениям ребенок должен не только с занятий в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению материала, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочется напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и, не обязательно, свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и т. д.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем попарного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше).

Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова,  как:  длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван).

Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой - маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например, на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона;  поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов  (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите  поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент  убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд.  Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру«Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

https://ddu22grodno.schools.by

 

свернуть

Леворукость

 

Большинство родителей, заметив, что их ребенок рисует или пишет не правой, а левой рукой, проявляют беспокойство. Раньше и воспитатели, и учителя переучивали детей, заставляя их писать и рисовать не левой, а правой рукой. Но, как показали исследования и наблюдения, те дети, которых переучивали с левой на правую руку, в дальнейшем страдали нервными заболеваниями, некоторые начинали заикаться и теряли уверенность в себе.
В действительности же, ничего страшного в этом нет, просто у малыша доминирует правое полушарие головного мозга над левым. Как известно, каждое из полушарий — не зеркальное отображение другого, а дополнение одним другого. В обоих полушариях находятся различные центры жизнедеятельности человека, развитие которых закладывается с раннего возраста ребенка.
Всем известно, что правое полушарие головного мозга человека отвечает за художественное и музыкальное творчество, а левое — за абстрактное мышление и речь. Развитие и доминирование одного полушария над другим влияет и определяет психологические особенности человека. Различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться после кризиса трех лет.
Как же объясняется «леворукость» и «праворукость»? Дело в том, что существует перекрест нервных путей, которые тянутся от конечностей человека к полушариям головного мозга. У одной трети людей доминирует правое полушарие головного мозга и ведущей является правая рука, у второй трети — доминирует левое полушарие, и, соответственно, ведущая рука у них — правая, у остальных людей ни одно из полушарий головного мозга не доминирует.
Если говорить о детях, то «левша» по многим параметрам отличается от своих сверстников. Обычно такие дети очень эмоциональны и художественно одарены. Они с трех лет лучше своих сверстников рисуют, лепят из пластилина или глины. Для «левшей» характерны хорошо развитые музыкальные способности и не редко они обладают абсолютным слухом.
Дети с ярко выраженной «леворукостью» доверчивы, непосредственны, настойчивы в осуществлении желаний, капризны и плаксивы, с частой сменой настроения. Тяжело таким детям даются письмо и чтение. Да и в быту «левше» намного труднее, чем «правше». Ведь практически все бытовые предметы приспособлены под правую руку (автомобили, дверные замки, музыкальные инструменты, отвертки и т.д.).
Для таких детей необходимо использовать правильные методы в их развитии и воспитании, учитывая их особенности, и тогда проблем, как таковых, не останется. Прежде всего, с ребенком левшой нужно быть доброжелательным и чутким, учитывать его впечатлительность и повышенную эмоциональность, не пытаться переделать его в «правшу». Поощряйте и развивайте его музыкальные и художественные способности, но не предъявляйте завышенных требований.
Вот несколько вопросов и заданий, ответив и выполнив которые Вы сможете определить преобладающую руку Вашего ребенка.
1. Имеете ли Вы родственников, у которых ведущая левая рука?
2. Какой рукой в возрасте до года ребенок пользовался чаще (брал ложку, погремушку).
3. В какой руке ребенок держит расческу, ручку или карандаш?
4. Каким ухом ребенок слушает, как тикают часики?
5. Если ребенок скрещивает пальцы в замочек, какой руки большой палец лежит сверху?
6.Если ребенок скрещивает на груди руки, какая рука будет сверху?
7.Если попросить ребенка топнуть одной ногой, какой топнет?
8.Попросите малыша сесть, положив ногу на ногу, какая будет сверху?
9.Каким глазом ребенок посмотрит в сложенную бумажную трубочку?

свернуть

Совершенствуем внимание и память ребенка.

Внимание и память — это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребенка. Недостаточно развитая концентрация внимания и объем памяти являются условием неэффективного обучения в школе. При этом раннее детство — самая благодатная почва для развития памяти и внимания в ее многообразии. Подобные недостатки могут быть устранены только благодаря организованной работе, как детского сада, так и семьи.
Абсолютное большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать внимание — крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании.
Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены включаемыми «упражнениями на внимание».
Память человека — это способность сохранять и воспроизводить в своем сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память — это воспоминание о ком-нибудь и о чем-нибудь. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. В нашей памяти отражается весь наш опыт: воспоминания о том, что мы делали, слышали, видели, думали, чувствовали. Это бесконечная лента жизни, наполненная яркими картинами природы, образами родных и друзей, кинофильмами, театром, книгами, музыкой, запахами и многим-многим другим.
Для того чтобы развивать память дошкольников, можно использовать следующие игры и упражнения:
Игра «Что изменилось?»
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают. Ребенку предлагают в течение минуты ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время 1-3 предмета перекладывают на другие места. Снова дается минута на осмотр предметов, после чего накрывают. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Картинки «Найди отличие».
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите ребенку взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
«Найди букву»
Если ребенок знает букву (или несколько букв), предложите ему такую игру. В книжке с крупным шрифтом нужно просматривать слова, подчеркивая (карандашом) без пропусков букву «а» («о») в течение 5 мин. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв.
«Найди буквы»
Можно усложнить задание. Букву «о», например, обвести в кружок, а букву «п» — в квадрат, треугольник, подчеркивать, зачеркивать и т. д.
«Топ-хлоп»
Произносите фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если не правильное — топает. Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица». Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть понятия.
«Делай, как я»
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
«Чудесный мешочек»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик. И ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
Играя с ребенком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.

http://detsad-kitty.ru

свернуть

Играем с пальчиками и развиваем речь

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш концентрирует свое внимание и правильно его распределяет.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА — КОГДА НАЧИНАТЬ?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.
Полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.
Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)
• Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
• Сложить ладони и разводить пальцы рук.
• Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
• Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
• С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
• По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
• Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
• Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
• Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
• Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.
Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:
• плетение;
• лепка (из пластилина, глины);
• нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
• различные игры – шнуровки; мозаики;
• конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
• вырезание из бумаги и картона;
• вырисовывание различных узоров;
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

http://detsad-kitty.ru

свернуть
Меню раздела