Игра «Полянка настроения»
Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.
Содержание:
Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашку, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты
своими делами. И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша — его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.
Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Содержание:
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с
большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика.
Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру.
Действия сопровождайте стихами:
«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.
Игра «Бабочки на весеннем лугу»
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.
Содержание:
А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта
любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:
Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели
(садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и
замирает).Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.
Игра «Дом счастливого ребенка»
Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.
Оборудование: игровой материал.
Содержание:
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье — это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех — «счастливый дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка,
игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.
«Помоги маме»
Цель: развитие координации движения, лёгкая утренняя гимнастика, положительный эмоциональный настрой.
Содержание: зная, что ребёнку трудно подняться утром с кровати, заранее, ещё до его подъёма, разложите на полу несколько игрушек, с небольшим интервалом по направлению в умывальную комнату. Взрослый будет ребёнка и говорит: «Ой, смотри, сколько игрушек лежит на полу! Нам
с тобой даже в ванную комнату не пройти. Помоги мне, пожалуйста, их собрать». Ребёнок, двигаясь от одной игрушке к другой, собирает их все в корзину или пакет, теперь можно перейти к водным процедурам.
Примечание: чтобы такая уловка не надоела ребёнку, предметы на полу желательно ежедневно менять.
«Котёнок пришёл в гости»
Цель: развитие координации движений, создание положительного
эмоционального настроя.
Содержание: взрослый раскладывает на полу вырезанные из картона следы какого-нибудь животного. Затем взрослый говорит: «Проснись малыш (поглаживает ребёнка). К нам в гости пришёл котёнок (шепчет на ухо), но он почему-то спрятался. Наверное, он хочет с тобой поиграть. Давай отыщем с тобой котёнка, вставай быстрее! Искать его пойдём по следам, обязательно
наступая на каждый след». Мама и малыш двигаются по следам котёнка, доходят до того места,
где спрятана игрушка, и находят её. С этой игрушкой можно поиграть в любую игру, взять с собой в детский сад. Медленное пробуждение способствует снижению беспокойства и раздражения у детей.
Игра «Хвостики»
Цель: взаимодействие с членами семьи, обучение приёмам релаксации.
Содержание: детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисят, волчат, котят). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ребёнок сам выбирает понравившийся шарф или ленту.
Взрослый предлагает всем участникам игры, имитируя движения животного, встать на четвереньки и побегать по комнате, стараясь, поймать друг друга и схватить за хвостик.
В конце игры можно выполнить релаксационные упражнения:
* Полежать на ковре: на спине, на животе, на боку.
* Лёжа глубоко подышать, вдыхая через рот.
* Лечь на пол животом вниз, опираясь на прямые руки – прогнуться.
В заключении можно попрощаться с «хвостиками», отвязать их, превратиться снова в людей.
Играя с ребёнком, одевая, умывая, взрослый обязательно должен как можно больше разговаривать с ним, называть все действия ребёнка, а при умывании и одевании называть части тела и части лица, к которым взрослый прикасается. Это необходимо для установления эмоционального контакта мамы с ребёнком. С этой целью полезно использовать разные песенки, прибаутки.
Игры для прощания в детском саду
Если ваш ребёнок всё ещё с трудом расстаётся с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.
* Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
* Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
* Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день».
* Скажите ребёнку, как он сможет определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
* Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Так же помогут следующие упражнения:
«Хозяин ключа»
Цель: помочь малышу обрести уверенность, что мама и папа обязательно придут за ним, «не забудут его в детском саду».
Содержание ритуала: Родители находят ненужный, бутафорский ключ. Мама или папа ежедневно, отправляя ребёнка в детский сад, вручают ему этот ключ и говорят: «Ты у нас хозяин ключа. А ключ этот от нашего дома (квартиры). Положи его в кармашек. Мы не сможем попасть домой без тебя, ведь ключик у тебя в кармане, у «хозяина».
В раздевалке детского сада родители напоминают ребёнку о ключе:
«Ты не забыл, что мы не сможем попасть домой без тебя, ключ у тебя, береги
его. Мы придём за тобой».
«Волшебный сон».
Цель: отвлечь ребёнка от переживаний во время расставания с мамой.
Содержание ритуала: Предварительный разговор между воспитателем и мамой о том, какие игрушки, занятия, книжки способны отвлечь ребёнка от переживаний.
Утром мама говорит малышу:
«Сегодня я видела волшебный сон. В этом сне были ты и я. Мы с тобой шли по дорожке, а потом нас встретил (а)… (называется нужная игрушка).
Он (она) был грустным, а потом увидел тебя и улыбнулся».
По дороге в детский сад мама подробно рассказывает об интересной игрушке (книжке, событии).
В детском саду воспитатель встречает малыша со
словами:
«Ой, к нам в детский сад сегодня пришёл (назвать нужную игрушку). Он
прибежал рано, рано, грустный, он ищет (назвать имя малыша)».
Дальше игрушка здоровается, радуется встречи с ребёнком и предлагает
поиграть.
В ходе такого ритуала, малыш ежедневно получает информацию о событиях,
которые ждут его в детском саду.
Игры для снятия эмоционального напряжения
«Семейный праздник»
Цель: дать понять малышу, что его любят, ждут его прихода домой, гордятся им.
Содержание ритуала: Участниками семейного праздника являются все члены семьи.
Семейный праздник проводится вечером, после возвращения ребёнка из детского сада. Предварительно родители дают возможность ребёнку, попрыгать побегать.
Мама говорит малышу:
«Сегодня тебя дома ожидает настоящий праздник, нам надо спешить домой».
В детской комнате (на кухне) взрослые развешивают шары, накрывают стол для чаепития, заранее готовят небольшие игрушки-сюрпризы. Кто-то из взрослых обращается к малышу:
«Мы рады тебя видеть. Папа был на работе и…(возил груз). Мама была на работе и…(лечила людей). Бабушка готовила ужин. А где же был (а) ты, и что делал (а)»? Взрослые во время чаепития хвалят ребёнка за проведённый день в детском саду. Дарят друг другу готовые подарки (игрушки-сюрпризы).
«Коробочка радости».
Цель: снятие эмоционального напряжения при расставании с близкими.
Содержание ритуала: Предложить малышу взять с собой в детский сад, какой – либо дорогой для него предмет или игрушку. Мама предлагает малышу:
«Посмотри, это коробочка, она не простая, в ней будут храниться предметы, которые тебе нравятся и радуют тебя. Давай назовём её «Коробочкой радости». На коробочку наклеим твою фотографию, украсим её, это будет только твоя коробочка». Мама вместе с малышом украшает коробочку, и заполняют её разными предметами. Лучше найти коробочку небольших размеров, а также сшить
мешочек по размеру коробочки из ткани на шнуровке, чтобы малыш смог
носить её как сумочку.
Мама говорит: «Ты покажешь свою коробочку воспитателю (И.О.), ребятам в детском саду. Только у тебя есть такие красивые вещи».
Книжка «Моя семья».
Цель: вызвать у ребёнка чувство спокойствия, защищённости.
Содержание: Ваш ребёнок начал посещать детский сад и ещё плохо адаптируется к новым условиям. Мы предлагаем вам сделать совместно с ребёнком книжку «Моя семья». Книжка может иметь любую форму, а может быть использован обычный фотоальбом. На каждой странице можно наклеить фотографию одного из членов семьи: мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки, а также домашних животных-любимцев вашего малыша. Если нет под рукой фотографии, можно нарисовать каждого члена семьи. На последней странице можно нарисовать дом, в котором живёт семья малыша. Когда малыш загрустит в детском саду, то он достанет книжку, полистает её,
называя по имени маму, папу, других членов семьи. Как правило, это занятие отвлекает ребёнка от грустных мыслей, а воспитатель вашей группы будет воспринимать это как просьбу о помощи.
Желаем удачи в совместных играх!
https://ds-zk.k-edu.ru/sites/ds-zk.k-edu.ru/files/igry_s_detmi_v_period_adaptacii.pdf