Информационно - методический кабинет

ПРИРОДНЫЕ СИМВОЛЫ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФЛОРЫ И ФАУНЫ БЕЛАРУСИ

«АИСТ, БУСЕЛ»

Аист (Ciconia)– род птиц семейтва аистовых. Аист белый встречается повсеместно (по данным учета около 14 тыс.пар), чаще в Полесье. Народное название – «батян», «черногуз», «лялько», «буська». Гнездится чаще у жилья. Гнезда на деревьях, крышах хозяйственных и жилых построек в сельской местности, на телеграфных столбах. Оперение белое, на крыльях черное. Имеет длинную шею, длинный красный и длинные красные ноги.

Оперениьем самки не отличаются от самцов, но меньше по весу. Прилетают в конце марта- апреле. Самцы прилетают на место гнездовья на несколько дней раньше, чем самки.первую появившуюся у гнезда самку самец считает своей. Но если вслед за ней прилетит другая, то начинается драка за право быть матерью. В этой борьбе самец не учавствует, а просто ожидает исход поединка. Победившую самку самец приглашает в гнездо и исполняет свадебный ритуал: запракидывает голову назад, к спине, и издает клювом частые клацающие звуки. Самка присоединяется к исполнению торжественной песни в честь рождения новой семьи.

Птенцы вылетают из гнезда в июле. Гнезда используют на протяжении ряда лет. Сооружение нового гнезда длится примерно 8 дней. Оно состоит из крупных сухих веток, скрепленных глиной и землей, имеет почти правильную полушаровидную форму, хаотичное нагромождение веток и палок с примесью травы, листья, иногда мха . питаются амибиями, рептилиями, насекомыми, мышевидными грузунами. Улетают в канце августа- сентябре. С помощью миниатюрных датчиков, прикрепленных на грудь аистов, оринтологи выяснили, что птицы спят в полете. Но спят не совсем обычно- слух не отключается, даже, наоборот, значительно обостряется. И спящий аист слышит короткие щелчки- сигналы, которые подают ему летящие впереди птицы. Сигналы помогают придерживаться во сне нужной высоты и направления, делать необходимое количество взмахов крыльями. Сон продолжается 10-15. Этого птице достаточно, чтобы отдохнуть.

Аист не имеет голоса, так как у него отсутствует голосовые мускулы нижней гортани. Издает звуки, когда щелкает клювом. Птенцы пищаат и кричат голосами, похожими на мяуканье котят. Воду, как и первый корм- насекомых- родители приносят птенцам в клюве.

ЗАГАДКІ ПРО БУСЛА

Дауганосы, дауганогi

Пряляцеу з далекай дарогi.

***

Не пад’емны кран,

Дыштосьцi

Ен ад крана мае:

Легка, лоука па балоце

Жабакпадымае.

***

У чырвоных ботах

Па балоцеходзiць,

Жабакспрытна ловiць.

***

Чырвонаядзюба,

Чырвоныя пяты.

На лузе – цыбаты,

У небе – крылаты.

***

 

Стаiцьу лазе

на аднойназе.

***

Грудь, спина белым, бела,

А на крыльях бахрома

Черной лентой вьется,

Как же птица та зовется?

***

Острый, красный длинный нос,

Голос не имеет,

Но огромное гнездо

Строить все ж умеет.

***

 

И на крышах, на столбах,

Гнезда вьют большие,

Вести добрые несут,

Кто они такие?

***

Длинные ноги,

Шея подстать,

Длинный клюв красный,

Как его звать?

***

Нем, как рыба, но летает,

Клювом щелкает, стараясь,

Мышек кушает, лягушек,

И гулять по травке любит!

***

 

Загадкi пра бусла

В заболоченных дом,

Он из веток сложен.

Настоящий, прочный он,

Кто его построил?

 

ВЕРШЫ

Бусловы боты

 

У чырвоных новых ботах

Ходзiцьбусел па балотах.

Боты у бусла да калень,

Бусел сенняцэлыдзень

То палюе на вужак, то на жаб

Наводзiцьжах.

Нахадзiуся мiж балот,

Раптамчуе – цiсне бот.

Як тут буслуцеразгаць

Да лясочкадаскакаць?

Бусел енчыць:

- не магу,

Не дайду,

Не дабягу…

Восьчамуену лазе

На аодной стаiцьназе.

Аист

 

Аист- огромная птица:

Крыльев гигантский размах.

Аист на башнях гнездится

И на высоких домах.

Селится к людям поближе,

Как воробей и щегол…

Он на природу обижен –

Голоса нет у него!

 

 

 

Бусел

 

Пакружыся, бусел, нiзка на вярбой.

ЧуценБедарускiклекат цiхi твой.

Распастры ты крылы вольна на усюшыр

Солнца пералiвы поуняць слова «Мiр».

 

 

Аист

 

Просто не развиты связки,

Что отвечают за крик…

Клювом трещать без опаски

Аист с рожденья привык!

Любит -  не фрукты, не сласти-

Ящериц, жаб и мышей…

Людям приносит он счастье.

И- иногда – малышей!

 

 

«ЗУБР ЕВРОПЕЙСКИЙ»

Зубр Европейский (Bison bonasus)- млекопитающее семейства полорогих. В Беларуси живет подвид – Зубр европейский беловежский. Редкий вид занесен в Красную книгу. К началу 1980-х годов в Беловежской пуще было более 140 зубров, в Березинском заповеднике -15. Живут в широколиственных и смешанных лесах с хорошо развитым подлеском и травянистым покровом, зимой концентрируется в местах подкормки. Они не любят сырых, топких мест, но при необходимости хорошо переправляются через довольно глубокие реки. Плавают они, подобно крупному рогатому скоту.

Часть популяции содержится в загонах. Интересный объект  древней фауны; перспективен для гибридизации с крупным рогатым скотом.

К концу  XVIII века сохранился только в Беловежской пуще, где в конце XIX века было 400-600, а в 1914 г.- 727 особей. В период Первой мировой и Гражданской войн аборигенная популяция полностью уничтожена, последний зубр убит браконьерами в 1919 г. возобновление популяции шло за счет особей, завезенных в пущу в конце 1920-х годов (к середине 1941г. насчитывалось животных). В послевоенные годы численность возросла. В настоящее время отдельные особи вывозятся за пределы Беларуси. Зубр Европейский – самый крупный представитель белорусской фауны: длина тела до 3,5 м, высота в холке до 1,85 м, масса самцов 700-800 кг, изредка до 1000-1200, самок- 400-600кг. Зубра отличает непропорциональное телосложение: передняя часть туловища массивная, по размеру значительно превосходит заднюю; у него широкая грудь и крутой горб, а задняя часть сравнительно узкая; шея короткая, голова относительно небольшая с парой часто блестящих и несколько загнутых внутрь серповидных рогов. Длина внешней кривизны рогов иногда достигает 50 см, у основания их диаметр 30-35см. Поражаю глаза. Они небольшие, чуть прищуренные, с густыми, длинными ресницами. Глаза выражают состояние животного: блестящие, с искорками - говорят о спокойствии; мутные, налитые кровью - о гневе.

Шерсть бурая, зимой очень густая, на загривке, шее, подбородке – длинная, образуя гриву и бороду. Живет стадами по 23-30 голов, возглавляемыми самками. Половозрелость в 3-4 года. Брачный период с конца июля до марта (при наличии зимней подкормки), пик в августе – октябре. Беременность 266 суток, или примерно 9 месяцев. Многие зубрицы телятся раз в два года, рожая одного зубренка. У зубрят шерсть с красным оттенком. Лактация 9-10 месяцев. Продолжительность жизни 25-30 лет.

Зрительно зубр кажется малоподвижным животным. В спокойном состоянии он передвигается относительно короткими шажками, низко опустив голову, несколько раскачиваясь из стороны в сторону. Но у разъяренного зубра движения становятся молниеносными, а бег скоростным. Он может бежать около 40 км в час, но на небольшие расстояния (300-400м). при испуге, отбежав н6а 50-100 м, непременно остановится для определения меры опасности.

Зубры - молчаливые животные. Они беззвучно переносят даже очень сильную боль. Только в период яра (спаривание) можно услышать своеобразное «харканье» самцов или летом, когда самка издает подобные звуки, желая удостовериться в близости своего зубренка, отвечающего ей тем же.

Зубр – животное стадное. Чаще всего в стаде бывает от 7-14 зубров, но бывают и более крупные группировки. Каждое стадо состоит из нескольких взрослых самок, молодых (возраст 2-3 лет) и годовалых телят обоих полов. Во главе стада – наиболее сильная самка.

Летом зубр питается травянистой и древесной растительностью, зимой побегами, корой, черничником, вереском и др. в подкормку зубрам выкладываю сено, травяную муку, свеклу, картофель, морковь. В летний период самец за сутки съедает 40-60 кг зеленой массы.

Зубры- не толькі візітная картка багатага і разнастайнага і жывёльнага свету Беларусі, але і сімвал самой краіны. Немагчыма дакладна сказаць, калі беларусы сталі ўспрымаць Белавежскую пушчу і самога зубра сімвалам сваёй краіны. Гэта магутны і прыгожы свер увасабляе сілы прыроды. Яго малюнак сустракаецца на кожным кроку: ад мініацюрнага і стылізаваннага на запалкавых карабках да гіганскага і рэалістычнага помніка зубру на мяжы Мінскай  і Брэсцкай абласцей. Яго вышыня – 30 метраў, а вага – 76 тон. Яго там усталявалі невыпадкова, бо Белавежская пушча, дзе жывуць гэтыя рэдкія жывёлы. Знаходзяцца ў Брэсцкай вобласці. У многіх гарадах ёсць помнікі зубру: у горадзе Камянец стаіць помнік зубру – сімвалу Белавежскай пушчы, на ўездзе ў Нацыянальны аэрапорт Мінска – жалезны зубр, зроблены з запчастак савецкіз аўтамабіляў. Зубр з’яўляецца сімвалам дзіцячага аздараўленчага лагера “Зубраня”, лагатыпам хакейнага клуба “Дынама” (Мінск) і  г.д. Углядзіцеся больш уважліва ў контуры карты Рэспублікі Беларусь і вы ўбачыце абрысы зубра.

Белавежская пушча

Урывак

Як павее ветрам свежым

Ад вячыстай Белавежы,

Я адразу прыгадаю

Прыгажость ляснога краю.

Шлях ляжыць у Белавежу

Ад  славутай Белай Вежы…

…Прэцца, прэцца праз гушчар

Зубр – пушчанскі гаспадар.

Ты яго не бойся, не!

Не зачэпіш – не кране…

…Белавежа!.. Белавежа!..

Траў і лісця водар свежы,

Ты стаіш жывы музей

Дзеля радасці людзей!

                                 Валянцін Лукша

Зубры

Важна ходзяць у бары

Самавітыя зубры

На паляне, на развілку, -

Нібы волаты-асілкі,

Што спрадвеку збераглі

Дух няскоранай зямлі,

Сілу, гонар продкаў мужных

З дзён маркотлівых

І сцюжных.

Крокам годным, неўміручым

У бары густым, дрымучым

Ходзяць, як гаспадары,

Беларускія зубры.                                                  Міхась Пазнякоў

 

 

***

Запытаў ізюбра зубр:

  -Ты адкуль такі, ізюбр?

-Я – з Далёкага Ўсходу

І цябе не знаю зроду.

-Зубр, а ты?.. Адкуль ты родам?

Не страчаў цябе ні разу…

-Ну , дык мы ж, зубры, - з Каўказа.

А яшчэ я ганаруся,

Што нас шмат на Беларусі.

                              Соф’я Шах

 

***

За оградой зуб лохматый,

Он огромный и рогатый,

Здесь он вовсе не опасен.

Посмотри, как он прекрасен,

Нам кивает головой

Величавый и большой.

В.Федотова

 

***

 В тишине безлюдных мест

Зубр плоды деревьев ест.

Рос он добрым с детских лет,

И врагов у зубра нет.

В. Степанов

 

Песенька пушчынскага зубра

Дзе  іду – там і дарога.

У пушчанскай старане

Не чапаю я нікога, -

Не чапайце й вы мяне.

Не падлазьце мне пад рогі

І не сноўдайце наўкол, -

Я ж вам не баран убогі!

Я  ж вам не рахманы вол!

Як лячу – гудзе прастора,

Стану – водгулле пяе.

З капыоў не валіць змора,

Я адужаю яе.

Не цвяліце, не завіце

На духмяны свій папас.

Без мяне жылі… й жывіцце,

Пражыву і я без вас.

                        Валянціна Коўтун

***

Он хозяин леса, рощи,

Обладает силой, мощью.

Охраняется законом.

Вес его в пределах тонны.

Высота – два метра в холке,

Близоруких глаз две щелки.

Есть рога и есть копыта,

Тело шерстью все покрыто.

С кистью хвост его короткий,

Борода на подбородке…

Он питается корою,

Также- листьями, травою…

Первым зверь не нападает –

При угрозе убегает.

В гневе, в ярости ужасен –

Для обидчиков опасен.

Справедлив всегда и мудр

Беларуси символ – зубр.

 

Акраверш

Зайдросціць кожная жывёліна –

У яго столькі сілы, павер.

Белавежскае пушчы ён волат,

Разманы, магутнейшы звер.

Мікола Бусько

 

Прымаўлянкі-забаўлянкі

Расхварэўся ў пушчы зубр –

У зура ўсхадзіўся зуб.

Паляцелі зубраняты:

Мігам вырвем зуб у таты!

Фыркнуў зубр для асцярогі:

Не чапайце толькі рогі!

Алесь Касько

 

Загадкі

С гривой, но не лошадь,

С рогами, но не бык,

С бородой, но не козел.

Громко, громко заревел

В лесной пуще царь зверей.

***

Па асінніку, па ляшчынніку

Скокам-бокам, скокам-бокам.

За сарокаю сарока!

І стракочуць усе,

І лапочуць усе:

- Свій не свій.

Раступіцеся, сябры:

-Ідуць…(зубры)!

***

Па лясах блукае статак

Волатаў і немаўлятак.

Гэта пушчы спадвры –

Белавежскія …(зубры).

 

 

«КЛЕВЕР»

Клевер-род однно- и многолетних травянистых растений семейства бобовых. Известно около 300 видов, распространены главным образом в Евразии и Северной Америке. В Беларуси из 14 дикорастущих видов наиболее многочисленны клевер альпийский, средний, темно- каштановый, полевой, шуршащий, горный и пашенный, или котики. Растут на лугу, в светлых сухих лесах, на опушках, у дорог. Кормовые, медоносные, лекарственные растения. Мед из цветков клевера признан одним из лучших. Он не имеет цвета, обладает нежным ароматом и прекрасным вкусом. Около 10 видов интродуцировано Центральным Ботаническим садом Академии наук Республики Беларусь как кормовые и декоративные растения. Три вида культивируются: клевер белый, или ползучий, розовый, или гибридный, красный, или луговой. Цветут в сае-июне красным, бледно-красным или белым цветом. Цветки мелкие, в головчатых, реже в кисте-или зонтиковидных соцветиях, пазушных или верхушечных; цветки похожи на шар.

Стебли очень тонкие, прямостоячие или распростертые; достигают в высоту 15-55 см. Листья очередные, тройчатые или пальчато-сложные (с 5-9 листочками), очень нежные, с при листиками.

Плод у клевера в виде боба и созревает только к осени.

Впервые  клевер был обнаружен в Швеции в начале ХVIIIвека он был завезен в Россию. В Беларуси с развитием животноводства клевер получил широкое распространение в 20-х годах ХХ столетия.

Азотфиксирующие растения, повышающие плодородие почвы, являются основным источником дешевого растительного белка; качество кормов определяет экономическую эффективность  производства молока и уровень продуктивности животных.

Клевер оказывает желчегонное, противомикробное, противовоспалительное, отхаркивающее, кровоостанавливающее, мочегонное, противоаллергическое и противогрибковое действие. В качестве лекарственного сырья используется надземная часть и корни растения. Трава и цветки должны заготавливаться в период полного цветения путем срывания  или срезания головок цветков  с прилежащими листьями. Сушить их следует в тени, раскладывая тонким слоем.

В косметической промышленности красный клевер активно  используется для приготовления различных кремов, масел и масок, так как способствует очищению и восстановлению кожных покровов.

Стихотворения

Загадки

Што пахне на лузе так соладка ўлетку?

Трайныя лісточкі ды шарыкі-кветкі.

Карове, каню ды сямейцы трусінай

Наш Чськка пайшоў насіць канюшыны.

                                           П. Грынчанка

***

Голодный шмель вздыхает тяжко:

Поел бы с радостью я кашки.

Цветов едва коснулся ветер.

И шмель тотчас заметил… (Клевер)

***

Это кашка,

Только для барашка.

***

Любят зайчатки

Листья-тройчатки

От травки-полевки,

Красной головки.

***

В поле у овражка

Красная кашка.

***

Пчелка кружится недаром-

Шарики полны нектаром;

А коровушка пройдет ,

Травку сочную сжует.

***

Я-цветочек луговой

С пышной красной головой.

Привлекает  пчел мой сок.

Так какой же я цветок?

 

***

- Му,-мычит с утра теленок,-

Клевера мне дает силенок.

Без него я на лугу

И денечка не могу.

***

Клевер тих и невысок,

Но хранит он сладкий сок.

Плелы ведь к нему недаром

Прилетают за нектаром.

                              В. Степанов

***

Клевер в разнотравье

Розовый цвете,

В воздухе мельканье-

Бабочек полет.

В вихре кркжит весело

Красок карусель,

Слух ласкает песенкой

Мне жужжащий шмель.

                             Л. Громова

 

Пословицы и поговорки

Трава без клевера, что каша без масла.

Лен по клеверу посеешь -урожай уже имеешь.

Примета: Цветки клевера склоняются- будет дождь.

 

 

 

 

«ЛЁН»

Что такое лен? Растение издавна используется для изготовления ткани и диетического масла. Надо отметить, что одежда изо льна характеризуется большой прочностью и стойкостью, не говоря уж о высоких гигроскопических свойствах, теплопроводности и экологической безопасности. Семена льна издавна используют в медицине для лечения множества заболеваний. Льняное же масло – диетический продукт. Оно является для организма источником жирных кислот, которые не синтезируются организмом самостоятельно.

Описание растения. Лен – вид растения, которое является однолетним. Оно очень интересное и издавна используется людьми. Если говорить о том, к какому растению относится лен, то это семейство Льновые. Этот род насчитывает более ста видов. Например, альпийский, белый, головчатый, крупноцветковый, жилковатый и тонколистный.

Конечно, наиболее распространен лен обыкновенным. Его еще называют прядильным. Так чем же примечателен лен? Высота растения доходит до 60 сантиметров. Листочки небольшие и узкие, а цветки, как правило, голубые, изредка розовые сложены в соцветия, называемые ложным зонтиком. Плоды растения – коробочки, в которых находится не более десяти семян.

Лен – растение, цветущее с июня по август. Плоды созревают в сентябре.

Полезные свойства растения. Лен (растение, описание которого мы дали ранее) имеет ряд очень полезных свойств. Он содержит питательные вещества и пищевые волокна, в которых присутствуют жирные кислоты. Лен – источник белка природного растительного происхождения, витаминов и микроэлементов. Потому-то оно и оказывает оздоровительный эффект на человеческий организм. Вот такая интересная культура лен. Какое растение еще может похвастаться столь широким применением в быту?

Загадки про лён с ответами для детей 4-7 лет

Из земли вырастаю — весь мир одеваю. (Лён)  

Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали. (Лён)  

Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили (Лен).

 Свет-цветочек в сыру землю зашел, синю шапку нашел (лен).

 Шел я в осень, нашел я восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел (лен).

 Голову едят, тело бросают, а кожу носят (лен).

 Малышок в сыру землю зашел, синю шапку нашел (лен)

 

Пословицы и поговорки про лён для детей и взрослых.

Мни лен дольше, волокон будет больше.

Хороший ленок - денег закромок.

Лен не жнут, не косят, а теребят.

Чем ленок дольше, тем доход больше.

Лен тем и силен, что всех одевает он.

Лен вымотает, лен и озолотит.

Лен по клеверу посеешь - урожай уже имеешь.

Лен золой удобряй - получишь урожай.

Лен не родится - и мочало пригодится.

Лен не косят, не жнут, а рвут.

Колхозный лен трудом силен.

Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Кто посеет лен, пожнет золото.

У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.

Лен для льноводов - золото: с ним и старые

дышат молодо.

Лен - доходная культура, это деньги и натура.

Лен да клевер, клевер да лен, кто их сеет, тот и умен.

 

 

«ВАСИЛЁК»

Василек – это растение из семейства сложноцветных. Цветок его представляет собой корзинку, состоящую из множества небольших цветочков пронзительно - голубого или синего цвета. Цвет этот настолько своеобразен, что он даже получил отдельное название – «васильковый» цвет.

Красивый цвет васильков очень нравится любителям дачной жизни, и они с удовольствием собирают эти цветы с окрестных лугов и полей, составляя из них красивые букеты. И делать они это могут очень долго, потому что цветут васильки все лето, начиная с июня.

А вот у сельских жителей отношение к василькам неоднозначное. С одной стороны, васильки любят селиться на полях с зерновыми культурами, где земля мягкая и удобренная. Васильки разрастаются порой настолько, что начинают отнимать питание у культурных растений и заслонять им свет. За это василек на селе считают сорняком, вредным растением.

С другой стороны, васильки хорошо растут на лугах, с которых в августе скашивается трава, и сено, получившееся из этой травы, идет на корм животным. Сено, содержащее васильки, очень питательное и нравится коровам-буренкам.

Васильки радуют пчел, ведь василек – растение-медонос. Из нектара этого цветка получается вкусный васильковый мед, который имеет характерный светло-желтый цвет

Полезные свойства василька

Цветки василька служат основой для изготовления различных лечебных препаратов: потогонных, жаропонижающих, противомикробных, желчегонных. Еще древние целители использовали сок василька для заживления ран. Также лекарства на основе василька помогают улучшать пищеварение и повышают аппетит

Васильки обладают магическими свойствами. Считается, что они охраняют человека и его дом от злых духов. В день Ивана Купала девушки умываются настоем васильков для того, чтобы их красота была недоступной для злых чар. Особенное значение эти цветы имели для новобрачных: пучком васильков крестили жениха и невесту в день свадьбы. Эти цветы принято святить в один из крупнейших праздников православных христиан – 14 августа, в день Первого Спаса, или Маковея. Из васильков сплетают веночки, которые потом хранят в доме на протяжении года.

Существует около 700 видов этого растения. В зависимости от вида цветы могут иметь самый разнообразный окрас: белый, фиолетовый, черный, желтый. Но все же традиционно василек ассоциируется именно с синим цветом.  

Загадки про василёк

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно, Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

*** Головка голубая и длинный стебелек. Ну кто его не знает! Это...

***

Каждый, думаю, узнает, Если в поле побывает, Этот синенький цветок, Всем известный ...

***

Ярко-синий, пушистый Он в хлебе родится, В еду не годится.

***

Так маленького Васю называют И те цветы, что в поле собирают.

***

Мы несли грибы в корзине И ещё цветочек синий. Этот синенький цветок Назвался ...

****

Прячется в колосьях Синий огонёк, Это расцветает В поле ...

***

Раскололись – ходят толки – Над полями небеса, Голубые их осколки – Средь пшеницы и овса.

***

Синий глазок Глянет разок – Да и спрячется За колосок.

***

Есть трава-полёвка Синяя головка, По краям короночки – Зубчики-вороночки.

***

Глаз, как небо, синий-синий. Смотрит в небо свет Василий. В поле он, где рожь растёт, И родился, и живёт.

Стихи про василёк

На лужайке у реки Голубеют васильки. Голубые, словно небо... Голубые, как вода... Хоть однажды их увидишь, Не забудешь никогда.                                   (Н. Нехаева)

Синее небо упало на луг, Синим, пресиним всё стало вокруг, На лугу расцвели, у синей реки, Как синие небо, цветки – васильки.                                   (Н. Маслей)

Распускает василёк С бахромою лепесток, Словно синий огонек, Согревает взгляд цветок.                               (Г. Зеленкина)

Василёчек  - василёк, Синий, пламенный цветок, Видно в синем небе жил, С радугой-дугой дружил.                           (С. Бахрушина)

 

 

 

«СОСНА»

Сосна- род вечнозеленых деревьев и кустарников семейства сосновых. Известно около 100 видов, распространены преимущественно в лесной зоне Евразии и Северной Америке. В лесах Беларуси (смешанных и сосновых борах) сосна обыкновенная занимает около 60% общей площади лесов. Используется для закрепления песков, растет в разных экологических условиях. Деревья высотой 20-50 м отслаивающейся красно-бурой корой, стволом в диаметре – до метра. Высота дерева зависит от условий произрастания. Сосна – светолюбивое, морозо- и жароустойчивое, быстрорастущее, малотребовательное к почве и влаге, долговечное дерево. Средняя продолжительность жизни – 200 лет, отдельные экземпляры при  благоприятных условиях живут до 400—500 лет. Из всех представителей древесных пород, растущих на песчаных почвах, сосна наиболее устойчива к нехватке влаги, так как корни способны проникнуть в почву на глубину 6 м.

Ветви и ствол сосны пронизан смоляными ходами, которые наполнены смолой, обычно называемую «живицей». «Живица» имеет большое значение для растения: заживляет нанесенные раны, отпугивает вредителей. Добывают такую живицу путем подсочки. Используется она для получения канифоли, скипидара. Главное, что получить ее можно не только с живого дерева, но и с соснового пня. Воздух в сосновом бору («смолистый») богат озоном и не содержит микробов. Сосновые леса издавна славятся благоприятными для человека свойствами. Сосна обыкновенная имеет и лекарственное значение. В медицине широко используются сосновые почки, собираемые весной до их распускания. В почках содержатся смолы, эфирные масла, крахмал, горькие и дубильные вещества, болеретин, минеральные соли. Хвоя сосны богата витамином С и каротином. Из нее получают эфирное масло для лечения ревматических заболеваний. Хвою можно переработать в витаминную муку, в сосновую шерсть и вату.

Стихи о сосне

Пословицы про сосну

 Сосны до неба хотят дорасти, Небо ветвями хотят подмести, Чтобы в течение года Ясной стояла погода.

                               Токмакова И.

Сосна с янтарною корою. Богиня леса! Как весна Зеленокронно дышит хвоей, Зеленоглазая страна!

В ней стойкость духа и порыв, Светло горят и величаво. Рассвет румянит ей ковры. Закат ткёт пурпур покрывала.

Стоит Богиня в красоте, Купаясь золотом горенья, Иглой рисуя на холсте Пейзаж лесной, свои виденья.

                                   (Джамрина)

 У снежнай футры верхавінка  І залацістыя сукі.

 Не мерзне белая дзяўчынка,  Хоць і марозныя дзянькі.                               (Еўдакія Лось)

Всякая сосна своему бору шумит.

Когда на сосне груши будут.

Сосна на корню красна.

Не бывать сосновой шишке на рябине.

Всякая сосна своему лесу весть подает.

Где выросла сосна, там она и красна.

Далеко сосна стоит, а своему лесу веет.

И в сосне дупло есть.

Хотя сосна и середь поля стоит, да к тому ж бору шумит.

Ель не сосна: шумит неспроста.

 

Скороговорки

1. А сасновы лес штось прыціх увесь.               

                                      (Софья Шах)

2. Шишки скользкие шуршали,    Шумно шлепались с соны.    Слоем снега, словно шалью,    Скроет шишки до весны.        

                                        (А.Волобуев)

3. Сидел воробей на сосне.     Заснул – и свалился во сне.

 Загадки 

1. У красавицы иголки

И длинны, и очень колки,

Дух смолистый всем полезен,

Прогоняет он болезни.

Высока, крепка, стройна

Корабельная ... (СОСНА).

2. Зайчик уколол со сна Лапку сильно об иголку. Думал зайчик – это ёлка. Оказалось, что ... (СОСНА).

3. Пусть жара или метель, Но, такая же, как ель, Зелена, хоть не весна, Стройна высится...(СОСНА).

4. Как мачты корабельные Над лесом поднялись Стоят стволы смолистые  И смотрят сверху вниз Зелёные короны  Ни  перед кем не снимут, И лишь на небе облака Их ласково обнимут ..(СОСНА)

5. С елью стройной мы родня –  Обе зелены и колки, Но длиннее у меня И названье, и иголки.(СОСНА)

свернуть

Народные праздники

«КАЛЯДЫ»

Щедрый вечер, или Колядки – история, традиции в Беларуси

Среди самых теплых и приятных традиционных праздников в Беларуси значатся Колядки. Как правило, в настоящее время в нашей стране они начинаются накануне 14 января (Старого Нового года). В это время – период Рождественских праздников – все мы, как дети, с нетерпением ждем чуда и доброты. И это важное событие в жизни белорусов сопровождается рядом традиций. О них, а также об истории праздника мы вам с удовольствием вам расскажем.

Начиналось празднование Кодядок обычно с кутьи – обрядовой трапезы. И вся семья собиралась на ужин, ведь считалось, что это соединит всех членов семьи на протяжении всего года.

А перед употреблением праздничного блюда незамужние девушки семьи выходили на улицу гадать. Ночь перед Рождеством считалась сакральной, в которую можно поворожить или загадать заветные желания. Вот один из популярных способов гадания в Беларуси: девушки снимают один сапог и бросают его через голову назад. Куда будет смотреть нос обуви, оттуда и придет жених. Или еще одно гадание: белорусочки, не глядя, берут охапок дров, а затем считают, сколько поленьев они взяли. Четное число – быть ей в этом году в паре, нечетное – придется подождать.

Кстати, церковь запрещает гадать на Коляды. Однако и из этой ситуации люди нашли выход: после, на Крещение (19 января), они считали, что окунаясь в прорубь, они смывают с себя все грехи.

Немаловажный атрибут Колядок – песни-колядовки, которые сопровождаются настоящим костюмированным карнавалом. Как правило, дети всех возрастов, а также молодежь задолго до праздника готовила самодельные костюмы. Это были дед, бабка, разнообразные животные, среди которых главный символ Колядок, атрибут богатого урожая, оберег домашнего очага от злых сил – Коза. Наряженные ходят по деревне, заходят в каждый дом и поют песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. Песни-колядки желают хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Как правило, за свое творчество ребята получают сладкие угощение, а иногда и деньги.

Особое внимание во время Коляд обращали на погоду. Считалось, что если в ночь на Рождество будет идти снег, то год будет хороший. Если в сочельник (6 января) поднимается сильная метель, можно ждать раннюю весну. А если на рождественские праздники идет сильный снег, то будет теплая весна.            Издревле считалось, что чем веселее и креативнее будут Колядки, тем больше радости принесет Новый год. Поэтому неотъемлемая атрибутика праздника – хороводы, песни и пляски, интересные игры, гадания. Традиции Колядования – не только дань обычаям, а хороший повод встретиться с родными, соседями, друзьями и отлично провести время.

 

«КУПАЛЛЕ»

В разгар лета в Беларуси отмечают Купалье – один из древнейших народных праздников, посвященных солнцу и расцвету земли.

У восточных славян это Иван Купала, но, пожалуй, именно в Беларуси наиболее полно сохранились традиции Купалья, которое отмечают с особым размахом.

Магические обряды и ритуалы Купалья возникли еще в языческие времена. "Купало"означало "сердитое", "горячее", "кипящее гневом", "ярое" – именно так предки представляли солнце и его чудодейственную силу. Во время праздника люди благодарили и почитаемые могущественные стихии – Огонь, Воду, Землю.

Когда празднуют Купалье?

В обрядах белорусского Купалья тесно переплелись древние языческие и более поздние христианские традиции. И сегодня по православному календарю праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, по католическому – 24 июня.

С Купальем связано много удивительных легенд и преданий. В народе верили, что в эту ночь реки светятся особым призрачным светом, а в их водах купаются души умерших в облике русалок. По земле ходят ведьмы, колдуны и духи, которые стремятся навредить человеку, растения и звери разговаривают, а солнце на рассвете "играет".

Увидеть эти чудеса, понять язык зверей и птиц можно с помощью цветка папоротника, по поверьям зацветающего всего на миг раз в году. Он давал сверхъестественную способность видеть будущее и находить скрытые сокровища мира, но заполучить его мог только очень смелый человек. Поиск "папараць-кветкі" – один из самых таинственных ритуалов купальской ночи.

На Купалье белорусы проводили еще много символичных обрядов: сбор целебных трав и цветов, приобретающих в эту ночь особую силу; ритуал очищения огнем (через купальский костер люди прыгали, в нем сжигали колесо-"солнце", одежду больных, старые вещи); гадание на будущее (девушки пускали по воде купальские венки); обрядовый ужин; ритуалы защиты домов и полей от нечистой силы; прошение богатого урожая и достатка; обрядовые песни и хороводы, шумные веселые игры; ритуал очищения водой на рассвете, умывание росой.

Издавна в Купалье участвовали все жители селений от мала до велика, ведь только всеобщее исполнение обрядов обеспечивало благополучие.

 

«ЖНИВО»

Культура белорусов тесно связана с землей, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут свое начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарем. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников.

Этот древний обряд известен практически всем народам, которые занимаются земледелием. С давних времен «Дожинки» означали конец жатвы, горячей уборочной поры и тяжелой работы, поэтому и праздновали его всегда с размахом. В последней день жатвы на поле собиралась толока – добровольные помощники, среди которых были родственники, друзья, соседи. Самая старшая и уважаемая женщина показывала, где кому жать и первой начинала жатву. Каждый взмах серпом сопровождался специальными обрядовыми песнями.

Когда дело близилось к завершению, проводился обряд «завивания бороды». Этот древний обычай связан с поклонением духу поля, который скрывается в последнем несжатом снопе. На Полесье, например, этот обряд проходил так: внутри несжатого куска поля оставляли хлеб и соль, над которыми связывали колосья – «завивали бороду». Потом эту «бороду» срезали серпом и добавляли в последний сноп, а на голову старшей жнеи надевался венок из колосьев этого снопа.

После завивания «бороды» жнеи начинали кататься по земле, по полю. При этом они просили сжатую ниву вернуть их силу. После этого последний сноп красиво наряжали и несли в дом хозяина поля. Среди всех жней выбиралась самая красивая девушка, которая возглавляла шествие с дожиночным снопом. Хозяева встречали жней хлебом-солью, а дожиночный сноп занимал свое почетное место под образами. В некоторых регионах во дворе или на поле купали хозяина – проводили обряд очищения водой.

Эта традиция – проводить «Дожинки» - оказалась такой сильной, что ни годы, ни войны, не смогли ее уничтожить. В 1996 году в Беларуси появился новый праздник – Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни. Или республиканские «Дожинки». Проводятся они в самых разных уголках страны, в 2011 году, к примеру, хлеборобы Беларуси собирались в Молодечно, а в 2012 году – в городе Горки. Этот праздник начинается с шествия участников по центральной улице города-хозяина. Песни, танцы, национальная кухня, современная и народная культура – праздник получается масштабным и красочным. Проходит он обычно в несколько дней. Вначале всегда награждают лучших хлеборобов страны – комбайнеров, водителей и т.д. Проходят концерты и выставки народного творчества, демонстрируется сельскохозяйственная техника и продукция.

Столь масштабное празднование «Дожинок» характерно лишь для Беларуси. Больше ни одна страна на постсоветском пространстве не празднует окончание жнива с таким размахом. 

 

«МАСЛЕНИЦА»

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Это конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце — ярким. В это время устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливали к Масленице ледяные горы, поливая их водой, а потом сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый - блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг — широкий, разгуляй - четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились.

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

 

«ПАСХА» (ВЯЛІКДЗЕНЬ)

«А почему мы красим яйца?», «Зачем идти в церковь на Пасху?», «Что значит «Христос воскрес»?», «Почему Пасха – это большой праздник?» - это далеко не все вопросы, которые мы можем задать в преддверии самого главного христианского праздника. Давайте попробуем сделать это вместе.

Пасха — самый главный православный праздник. У Пасхи нет четкой даты, и каждый год она празднуется в разное время, но обязательно весной и в воскресенье. В этот праздник все православные люди радуются воскрешению Иисуса Христа, прославляют жизнь. Вместо обычного приветствия все говорят: «Христос Воскресе!», а в ответ слышат: «Воистину Воскресе!».

К празднику Светлой Пасхи или Светлого Воскресенья готовятся всю предшествующую неделю. Неделя перед Пасхой начинается с Вербного Воскресенья. По традиции перед праздником тщательно убирают в доме, украшают его цветами, вербовыми веточками, пасхальными гирляндами, венками.

На Пасху хозяйки готовят много вкусной еды, пекут куличи и делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо считается главным пасхальным символом Воскресения, так как из него появляется на свет новое существо. Окрашенное в красный цвет яйцо называется крашенка, расписное — писанка, деревянные — яйчата. Бывает, яйца покрывают воском, красят и иголкой выцарапывают различные узоры – это драпанка.

На Пасху пекут Кулич. Это очень вкусная выпечка. По форме пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Кулич таит один большой секрет - он может долго храниться, при этом не сохнет и портится, а остается таким же вкусным. Куличей на пасху принято печь много и один оставлять до следующего Светлого Воскресенья.

Творожная пасха одно из самых вкусных праздничных угощений. Пасха делается из творога, изюма, сахара и масла.

Пасхи угощения принято освящать в Храме.

В этот праздник мы будем поздравлять друг друга с праздником Светлой Пасхи, и обмениваться крашеными яйцами. При этом троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником Пасхи, говоря: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Главная пасхальная традиция

В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — принято ходить друг к другу в гости, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры.

Главное развлечение Пасхальной недели - игры с крашеными яйцами: катание с лотка, битье, прятание и угадывание яиц.

Пасха – светлый праздник радость — непременное условие этого праздника! Радоваться и не держать в сердце зла — вот что заповедует нам этот праздник!

Мы перед Пасхой окна моем,

Следим, чтоб тесто подошло,

И яйца разноцветным строем

На полку ставим за стекло.

Бабуля прячет их от кошки:

Та очень любит поиграть!

А утром сложим их в лукошко

И будем в храме освящать.

На них цветы я рисовала

Весь день, не покладая рук.

Но я боюсь, что будет мало

Для всех, кого люблю, ста штук!

свернуть

Национальный костюм

Прэзентацыя "Сімвалы Беларусі"

Музычна - спартыўнае свята "Зямля з блакiтнымi вачыма" (да Дня Незалежнасцi)

Зямля з блакiтнымi вачыма

(да Дня Незалежнасцi) 

Задачы: фарміраванне першапачатковых уяўленняў аб родным краі і паважлівага да яго стаўлення.

Выхаванне грамадзянскасці, маральнасці, датычнасці да сучасных падзей.

Пашырэнне ведаў аб прыродных сімвалах краіны, далучэнне да беларускай традыцыйнай культуры.

Умацаванне фізічнага і эмацыйнага здароўя дзяцей, узбагачэнне і назапашванне рухальнага і музычнага вопыту.

 

Вядучы:  Добры дзень, дарагiя сябры!!! Сёння у нас свята, Дзень незалежнасцi Беларусi! Гэта важнае свята усяго беларускага народа. У гэты дзень нашы продкi вызвалiлi сталiцу нашай дзяржавы ад ворагау.С таго часу увесь Беларускi народ жыве незалежна i свабодна.Як усе вялiкiя дзяржауныя святы мы пачынаем гэты дзень з гiмна Беларусi.

Гучыць гiмн Беларусi.

Дзеці, а якая наша Радзіма? (Прыгожая, азёрная, гасцінная.) А як яна завецца?.. Дзеці (разам). Беларусь.

1.Гэта мой родны куток Валошкі сінеюць у полі,  Першы з’явіўся грыбок, Падскоквае зайчык на волі. 2. Сеў матылёк на лісток, Калышацца жыта паволі.  Гэта мой родны куток... Яго не забуду ніколі. 3. У кожнага лісточка, У кожнага ручая  Галоўнае на свеце — Радзіма ёсць свая. 4.І там, дзе нарадзіліся, Дзе шчасліва жывём, Краіну сваю родную  Радзімаю завём!

 

Зьяуляецца персанаж Дзяучынка Васiлiнка (у нацыянальным адзеннi)

 

Васiлiнка: Добры дзень, мае дарагія! I вялікія, і малыя... Я, дзяучынка Васiлiнка, пабывала у многiх гарадах i вёсках Беларусi,а зараз завiтала i да вас .Паглядзiце, якi чароуны кошык я маю. А ў iм шмат чаго цікавага ёсць. Вядучы:   Як добра, што ты да нас завітала. Праходзь, калі ласка. Васiлiнка, а можа ты пакажаш, што у тваiм кошыку?

Васiлiнка: Добра, але спачатку адгадайце маю загадку:

« Доўгая шыя, чырвоныя боты, белы ды шэры ідзе ўздоуж балота» (Бусел.)

 

Дзіця: Праз горы, даліны, праз тысячы сёл              3 далёкай краіны вярнуўся пасол.              Спаважны, чыноўны, ён стаў на страсе,       У ботах чырвоных, каб бачылі ўсе.

Васiлiнка(дастае маленькага бусла): Вось вам птушка — бусел. Гэта сімвал Беларусі. Вядучы: Якая цудоўная птушка!  Васiлiнка: Гэтая птушка прыносіць шчасце. Няхай яна ў вас і застаецца. Вядучы: Дзякуй за такі падарунак.  А мы зараз пагуляем у гульню

 

«Буслiк ды жабкi»

«Хто даужэй прастаiць на адной назе, як Буслiк»

 

 Васiлiнка: Яшчэ шмат цікавага ёсць у маiм кошыку. Напрыклад, вось гэта... (Дастае iльняны рушнік.)  Здаўна льнянымі ручнікамі ўпрыгожвалі чырвоны кут у хаце, дарылі на вяселле, гулялi i забаулялiся. Такі звычай дайшоў і да нашых дзён. Таму гэты рушнік вам у падарунак. А зараз мы  з iм пагуляем.

Гульня « Рушнiчок»

Васiлiнка: А зараз яшчэ загадкi:

  1. Урадзіўся ён высокі, шаўкавісты, сінявокі, Апранае нас здавён…Здагадайцеся, хто ён? (лён)
  2. Цвіту ўсё лета я. Жыву звычайна ў жыце. Нашу хлапечае імя. Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

Так, дзецi,гэта лён i васiлёк! Гэтыя прыгожыя кветкi таксама зьяуляюцца прыроднымi сiмваламi нашай Беларусi.

У маiм кошыку знойдуцца гэтыя кветкi,але пабачце, я знайшла адны пялёсткi.Калi ласка, дапамажыце мне скласцi гэтыя цудоуныя кветкi.

 

Гульня «Складзi кветку iльна ды васiлька».

 

Васiлiнка:  Вось, які глiняны

Кубачак я маю.                     

Хто б яго ў мяне купіў ?—                     

Усіх я запрашаю.

Вядучы: Мы купiм!

Гульня «Кубачак»

 

(дзеці спяваюць і ідуць па крузе ў адзін бок, а вядучы з кубачкам у сярэдзіне круга —у другі бок. 3 заканчэннем песні вядучы працягвае руку паміж парай дзяцей, якія разбягаюцца ў розныя бакі. Хто першы возьме кубачак, той становіцца вядучым.)

Васiлiнка: Дзецi, а цi ведаеце вы, у якiм абутку хадзiлi нашы продкi? Можа у боцiках? Можа у сандалiках? А вось i не! (дастае з кошыку лапцi).

 

Рухомая гульня «Лапцi»

 

Вядучы:А зараз да цябе , Васiлiнка, ад нас пытанне. Цi ведаеш ты, якiя магутныя машыны вырабляюцца у нашым горадзе Жодзiна?

Васiлiнка:канешне ведаю! Пра гэта ведаюць ва усiм свеце!Гэта самазвал пад назвай «БелАЗ»

Вядучы:Шмат чаго можна перавезцi на гэтай машыне….А мы перавязем бульбу, наш другi хлеб(адказы дзяцей, чаму бульба зьяуляецца другiм хлебам).

 

Эстафета «Перавязi бульбу на БелАЗе»

 

Васiлiнка: Якiя прыгожыя,вясёлыя,шчаслiвыя тварыкi я убачыла сёння у вашым садку.Хлопчыкi – беларусы, дзяучынкi – беларусачкi.

Дзяучынка: Твар румяненькі, белая хустачка.                        Я ўжо ведаю, я — беларусачка!                        I хачу так, як тата і мама,                        Родны край свой любіць я таксама. Вядучы: А зараз дзяўчынкі праспяваюць песню.

 

Песня «Беларусачка»

 

Хлопчык:  Радзіма наша – Беларусь,

I колькі ні шукай,                     

Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

Мілей, чым гэты край.

 

Флэшмоб «Беларусь мая сiнявокая» (танцавальны нумар са стужкамi)

 

 

свернуть

План-конспект физкультурного досуга для детей 4-5 лет «Символы Беларуси»

Государственное учреждение образования «Детский сад № 22 «Волшебный» г. Жодино» План-конспект физкультурного досуга для детей 4-5 лет Символы Беларуси» Руководитель физвоспитания I категории Шашкина Т. В.
развернуть

Цель:   воспитание уважения и гордости к государственным символам, формирование представлений о значимости государственного флага и гимна. Закрепление знаний о природных символах страны. Приобщение детей к белорусской традиционной культуре. Укрепление здоровья детей, обогащение и накопление двигательного опыта. Развитие волевых и нравственных качеств дошкольников.

Материал и оборудование: Герб, флаг, музыкальное сопровождение,  воздушные шары, цветные платочки, бумажные элементы василька, льна, белорусского орнамента, изображение лаптей, пазл «Беларусь», колоски пшеницы, изображение цветов. Наглядный материал (природные символы Беларуси).   

Предварительная работа: разучивание стихотворений на тему Символы страны, рассматривание картинок по теме, решение проблемных ситуаций. Повторение правил прослушивания гимна.

Ипользованная литература:

  • Учебная программа дошкольного образования, 2019
  • Воронецкая, Л.Н. Маленькие патриоты большой страны: организация работы по патриотическому воспитанию детей от 3 до 5 лет. В 2 ч.: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Л.Н.Воронецкая, Н.В. Пролыгина. – Мозырь: Выснова, 2022.
  • Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992.
  • Власенко, Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников: практическое пособие / Н.Э. Власенко.‑ М.: Айрис-пресс, 2011

 

Мы – беларусы!

Плыве у блакiце белы бусел,

I луг квяцiсты, як абрус.

А мы з табою – беларусы!

Радзiма наша – Беларусь!

 

1.Внесение флага и прослушивание гимна Беларуси.

 

2.Беседа о значении герба, флага, гимна для государства, о том, для чего важно знать эти символы каждому жителю страны. Беседа  о природных символах Беларуси: животные, птицы, деревья, цветы (сосна, зубр, аист, лен, клевер, василек и др.)

Вопросы к детям:

- из каких предметов состоит Герб и почему?

- где мы можем встретить символы РБ?

- какого цвета флаг?

- почему на флаге Беларуси изображен орнамент?

- где в быту можно увидеть белорусский орнамент?

- как природа Беларуси отображена в Гербе?

 

 3.Разминка под музыку (бел.полька)(с воздушными шарами красного и зеленого цвета)

 

4.Игровые упражнения и подвижные игры:

  • «Выбери платочек того цвета, какой есть на флаге»
  • «Выложи Василек и Лён»
  • «Укрась орнаментом рушник»
  • «Сложи пазл Беларусь»
  • «Кто быстрее составит букет» (из цветов, изображенных на гербе)
  • « Кто быстрее наденет лапти»
  • «Буслiк» - кто дольше простоит на одной ноге
  • «Собери из колосков сноп»
  • «Салют из слов (символов Беларуси)»
свернуть

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «МУЗЫКА ВОЕННЫХ ВРЕМЁН»

Посвящённая празднику «День победы» 9 МАЯ

Цель: Воспитание патриотических чувств у дошкольников с помощью музыки военного времени.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес к музыке и песням военного времени.

- Продолжать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

                      Ход праздничного развлечения

1 ведущий:  Ребята, вы знаете, что каждый год 9 мая мы отмечаем большой праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне над фашистской Германией. Целых четыре года советские войска воевали с врагом. Много наших военных погибли, защищая свою Родину.  А те, кто вернулся с фронта победителями, говорили, что выжить в нечеловеческих условиях им помогала любовь их родных и близких, которые верили и ждали.

На экране появляется изображение «Родина-мать зовет».

1 ведущий:  В самом начале войны появился плакат «Родина-мать зовет».  Эта женщина - мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступить в ряды армии, до последнего вздоха защищать Родину от врагов –с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.

2 ведущий (муз.рук): В эти тяжелые военные времена людям очень помогала музыка, которая и поднимала боевой дух солдат, и напоминала им о родном доме, о любимых, которых пришлось оставить, уйдя на фронт.

Буквально через 2 дня после начала войны, была написана песня «Священная война». Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! Эта музыка, эти слова были знакомы во время войны каждому человеку. Эта песня была призывом к борьбе с врагом. Именно под эту песню уходили солдаты на фронт.

Эта песня настолько величественная, она стольких людей призывала на защиту своей Родины, поэтому, давайте, эту песню будем слушать стоя.  

Дети стоя прослушивают в грамзаписи фрагмент песни «Священная война» 

1 ведущий: Советские войска не только освободили нашу Родину от фашистских захватчиков.  Они погнали  фашистов дальше, на Запад, освобождая другие страны: Чехию, Польшу… и дошли до самого Берлина – столицы Германии!

2 ведущий (муз.рук): Прекрасные песни были написаны советскими композиторами и поэтами в те военные времена!

В музыке военных лет отражалась сама история. В песнях пелось и о дорогах войны, по которым так трудно было идти, и о родной природе, и о любимых, которые остались ждать своих мужчин с войны.

Сейчас вы послушаете очень бодрую, радостную песню. В ней поется о том, как освободили не только российские города Орел и Брянск, но и белорусские города Минск и Брест, и польские города Люблин и столицу Польши – Варшаву.

В грамзаписи звучит песня «Брянская улица» (слайды на экране).

2 ведущий (муз.рук)Одной из самых известных и исполняемых песен тех времен была песня «Катюша». И не только в военное время. Она и сейчас остается одной из самых популярных русских песен.

Музыку к песне «Катюша» написал композитор Матвей Блантер. Ее поют не только на русском языке, но и французском, и на итальянском, и, даже, на японском. Эта песня стала символом России. Вот насколько популярна наша «Катюша»!

Именно в честь этой песни советские солдаты во время Великой Отечественной войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии.  И теперь во многих городах России установлены памятники этому миномётному орудию под названием «Катюша». (На экране – слайды)

1 ведущий:  Я знаю, что вам эта песня тоже очень нравится. Давайте споем ее все вместе бодро, с настроением.

Дети,  исполняют песню «Катюша».

1 ведущий:  В перерывах между боями фронтовики вспоминали своих близких, писали письма домой.  Солдаты писали письма на листочках бумаги и складывали особым способом – треугольником. А когда звучала гармонь, кто – то тихо пел, тоскуя о далёком доме, о родных и близких. 

На экране – изображение военных, которые писали письма.  

Дети, в костюмах военных,  рассаживаются у центральной стены, под экраном,  и инсценируют стихотворение - пишут письма. В руках у детей листы бумаги и карандаши.  

Дети «читают» отрывки из фронтовых писем:

1 Ребенок: Дорогие мои родные! Ночь. Дрожит огонёк свечи. Вспоминаю уже не впервые, Как вы спите на тёплой печи. В нашей маленькой старой избушке, Что в глухих затерялась в лесах, Вспоминаю я поле, речушку, Вновь и вновь вспоминаю нас. 2 Ребенок:  Мои братья и сёстры родные! Завтра снова я в бой иду За Отчизну свою, за Россию, Что попала в лихую беду. Соберу своё мужество, силу, Буду немцев без жалости бить, Чтобы вам ничего не грозило, Чтоб могли вы учиться и жить! 3 Ребенок: Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын! Я пишу с передовой, Завтра утром – снова в бой! Будем мы фашистов гнать.  Береги, сыночек, мать, Позабудь печаль и грусть –  Я с Победою вернусь! Обниму вас, наконец. До свиданья. Твой отец.

После чтения стихов дети, читавшие «письма с фронта» садятся на свои места.

2 ведущий (муз.рук): Во время войны работали военные корреспонденты, которые описывали события, происходящие у них на глазах. В одном из заданий молодой корреспондент Алексей Сурков попал в землянку, где отдыхали фронтовики после тяжелых боев.  Кто-то садился писать письма своим любимым и родным. Кто-то играл на гармони, кто-то тихо напевал… Тогда-то Алексей Сурков написал свое знаменитое стихотворение «В землянке», в котором были такие слова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага».  А композитор Константин Листов очень быстро сочинил мелодию к этим стихам. Вскоре песня пошла по фронту. Слова этой песни солдаты отсылали в письмах своим женам.  

Ее пели буквально все и везде! И даже в Германии, когда наши войска уже победили фашистов, у стен Рейхстага, наши военные пели эту песню.

Звучит фрагмент  песни  «В землянке» 

2 ведущий (муз.рук)Вот такой памятный знак этой песне установили на месте землянки,  в деревне Кашино, Истринского района, Московская области  (на экране фото памятного знака).                                                              

 1 ведущий:  Провожая на фронт своих отцов, мужей, любимых, женщины дарили им что-нибудь на память. А что можно было отдать на память? Фотографии. Ну, а еще? То, что обычно было под рукой. Очень часто это были платочки. Их и дарили. Эти платочки напоминали солдатам об их любимых, женах, матерях. И эти синие платочки становились для солдат своеобразным символом, олицетворением родного дома.

2-й ведущий (муз.руководительпоказывает «патефон».

2 ведущий: Песню про синий платочек                        

                     Тихо запел патефон.                      В давние годы военные                      Снова уносит нас он.

  А наши девочки исполнят танец под песню «Синий платочек».

Несколько девочек выходят и исполняют танец- вальс

«Синий платочек».    

1 Ведущий: Для того, чтобы поднимать бодрость духа у наших солдат, и скрасить немногие часы их отдыха, в те места, где проходили бои, очень часто приезжали специальные концертные бригады с любимыми киноартистами, певцами, танцорами, которые устраивали для солдат концерты.

2 ведущий (муз.рук)Сейчас я хочу для вас спеть песню «Песенка фронтового шофёра». Несмотря на то, что в ней поется о трудностях профессии военного шофера, эту песню пели и все военные, и те, кто трудился в тылу. Потому что она веселая, задорная и поднимала боевой дух всех людей, которые верили в Победу.

 

Муз.руководитель  исполняет «Песенку фронтового шофёра» .

2 Ведущий: Еще до войны, в мирное время, юноши и девушки, мужчины и женщины приходили на танцплощадки и танцевали. Во время войны уже артисты танцевали на сцене любимые танцы мирного времени.

Танец «Рио-Рита»

1 ВедущийВ мае 1945 года наступила Победа. И с тех пор этот день, 9 мая, для нашей страны – самый главный праздник.

2 ведущий (муз.рук)Проходят годы, а наш народ до сих пор любит и поёт песни, написанные в то трудное военное время. И сочиняет новые прекрасные песни. Одна из таких песен, написанных уже после войны – «День Победы». В праздничные дни эта песня звучит повсюду: во время проведения военного парада на Красной площади; люди поют ее на улице; она разносится из открытых окон домов.                                                  

Звучит в грамзаписи фрагмент  песни «День Победы»

Дети подпевают

1 Ведущий: Через несколько дней не только наш народ, но и во всем мире будут отмечать День Победы. И, как верно поется в песне, это праздник «со слезами на глазах». Потому что мы никогда не забудем подвига наших солдат и всего нашего народа. И сейчас, во время празднования Дня Победы люди выходят с портретами своих родных, не вернувшихся с войны.

1 Ведущий: Конечно, главным желанием и у взрослых, и у детей – чтобы всегда светило солнце, чтобы только мирное небо было над нашими головами.

1-й ребенок Мир и дружба всем нужны,    

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

2-й ребенок

Нам нужен разноцветный мир,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

Все пули и снаряды.

3-й ребенок

Мы за мир на всей планете,

Дружно скажем: «Нет войне!»,

Пусть поют о мире дети

В нашей солнечной стране!

Дети исполняют песню "Пусть всегда будет солнце!" А. Островского

2 Ведущий (муз.рук)_Ребята, вы сегодня слушали прекрасную музыку военного времени.  Сами пели и танцевали. Думаю, что в вашей памяти сохранятся все те чудесные песни, которые вы услышали, и интересные истории, связанные с музыкой военного времени. Надеюсь, что вы полюбили эти песни также, как любят их ваши родители, бабушки и дедушки.

1 ВедущийА я уверена, что наши дети всегда будут любить свою Родину и, также как их родители, бабушки и дедушки, всегда будут отстаивать МИР, в котором мы живем.

Под музыку марша «Прощание славянки» дети выходят из зала.

свернуть

Конспект занятия в старшей группе «Я белорус- я горжусь этим»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "Детский сад № 22 «ВОЛШЕБНЫЙ» Г. ЖОДИНО» Конспект занятия в старшей группе «Я белорус- я горжусь этим» Автор: Стрельчёнок Инесса Владимировна Воспитатель дошкольного образования г. Жодино, 2022
развернуть

Программные задачи:

Формировать у детей представления о символах белорусского государства (флаг, герб).

Познакомить со значением каждого символа.

Развивать умения отвечать на вопросы, выказывать свое отношение к родной стране.

Развивать речь детей, внимание, мышление.

Воспитывать патриотические чувства, чувство любви к родному краю и гордости за него.

Материалы, оборудование: сундучок-шкатулка, карта-схема, плакаты «Государственный флаг РБ» и "Государственный герб РБ, кроссворд (кроссенс), QR-код с ссылкой на видео гимна, карта Республики Беларусь, тематическая карта (Инфографика), QR-коды для детей с ссылкой на видео про Беларусь.

                                Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня отличное настроение и я хочу им с вами поделиться.

Упражнение «Передай настроение». Мы будем передавать его друг другу из рук в руки, аккуратно, глядя в глаза и улыбаясь (упражнение выполняется молча).

У каждого из нас есть родной уголок — это место, где родился человек, где живут его отец и мать. Этот уголок называется Родиной. В народе говорят: «Дарагая тая, хатка, дзе нарадзiла мяне матка». И в самом деле, где человек родился, там его Родина. А где наша с вами Родина? А в какой стране мы родились и живем? (Ответы детей.)

-Как называют людей, которые живут в Беларуси? (Белорусы)

Воспитатель: Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать. Сейчас я вам предлагаю еще глубже проверить свои знания, посмотреть насколько хорошо мы знаем свою страну. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? (Да). Итак, вперед.

Сюрпризный момент

-Ой, ребята, а что это такое? (На полу стоит сундучок-шкатулка). Это волшебный сундучок, давайте его откроем. (Открывают) Вы только посмотрите, здесь лежит карта-схема нашего маршрута (Приложение А). Здесь написано, что нас ждут познавательные и интересные остановки и станции.

Воспитатель: - А теперь нам нужно отправляться в наше путешествие. Дети, а как же мы попадем на эти станции? У нас нет транспортного средства! Что делать? (Домыслы детей). А я знаю! Нам поможет волшебный колокольчик! Закройте глазки, а я сыграю.

Станция «Государственный флаг РБ», "Государственный герб РБ"(Приложение Б)

Воспитатель: - Ребята, на земном шаре много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия - символы. Главное их условие - они не должны повторяться. Какие государственные символы вы знаете? Символами Республики Беларусь являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь, Государственный гимн Республики Беларусь. Их ценят, как родной дом, потому что они символизируют для каждого человека его Родину. И мы должны уважительно относиться к символике своей страны.

Воспитатель: - А сейчас, внимательно посмотрите на флаг. Вверху - широкая красная полоса. Красный цвет – символ победы, счастья. Внизу - узкая зеленая полоска. Это - символ нашей богатой природы, добра. Белый цвет-это цвет чистоты, а также свободы. А на белом фоне находиться наш белорусский орнамент. Он символизирует труд. Таким образом, белорусский флаг рассказывает историю нашего народа.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю внимательно рассмотреть герб нашей республики и рассказать, что на нем изображено, свои высказывания вы должны начинать со слов «Я вижу...». А я вам расскажу, что обозначают эти элементы.

Игра «Я вижу ...».

Дети называют:

- Я вижу колосья. (Колосья рассказывают о развитии земледелия, они символизируют урожай.)

- Я вижу красную звезду. (Красная звезда - символ мужества нашего народа.)

- Я вижу контур нашей республики. (Контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность).

- Я вижу клевер. (Клевер - корм для животных (лошадей, коров, овец), символизирует животноводство.)

- Я нашел голубые цветы - это лен. (Лен - растение, из которого белорусы шьют одежду, скатерти, салфетки, - свидетельство добра и достатка.)

- Я вижу в середине - земной шар. (Земной шар - это символ дружбы, равенство всех народов на земле.)

- А я вижу лучи солнца. (Лучи восходящего солнца говорят о счастливой жизни.)

- А я вижу в низу красно-зеленую ленту с надписью: «Республика Беларусь».

Воспитатель: - Так, дети, вы правильно назвали все детали нашего герба. Каждая деталь рассказывает о нашей родной Беларуси.

Физкультминутка

Утром солнышко встаёт

Всех на улицу зовёт

Выхожу из дома я

Здравствуй улица моя! (идут по кругу)

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне. (одну руку вверх)

Травы шепчут, мне в пути (дети присели)

Ты скорей, дружок, расти.

Игровое упражнение «Да или нет?»

 Воспитатель - Поиграем в игру «Да или нет?». На мои вопросы вы ответьте «Да или Нет».

-На государственном флаге есть орнамент черного цвета?

 -Государственный флаг имеет красный, зеленый и белый цвет?

-К государственному флагу надо относиться уважительно и гордиться им?

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Станция «Кроссворд» (кроссенс)(Приложение В)

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд с вопросами о нашей с вами стране.

1) Назовите государственный символ Республики Беларусь

2) Много деревьев, где можно заблудиться

3) Голубые цветочки на гербе Республики Беларусь

4) Птица-символ Республики Беларусь

5) Кто управляет страной

6) Животное-символ Республики Беларусь

7) Самый главный город Республики Беларусь (Столица РБ)

8) На сколько областей разделена Республика Беларусь

-Вот мы и разгадали кроссворд! Молодцы ребята! Отправляемся на следующую станцию.

Станция "Гимн Республики Беларусь"

У меня в волшебной шкатулке что-то лежит, давайте посмотрим. (достают QR-код). А вы знаете, что это? (QR-код). QR-код позволяет быстро получить на мобильный телефон любую информацию. Так же с его помощью можно зашифровать информацию. Давайте же узнаем, что зашифровано там! (воспитатель наводит телефон на QR-код, звучит гимн РБ).

 

Воспитатель: - Дети, может кто скажет, что за песня звучит? (Гимн - это торжественная, славная песня.) Гимн объединяет народ в торжественные и трагические часы существования государства. Чтобы показать свое уважение к Родине, гимн принято слушать стоя. 

Воспитатель: - А теперь мы отправляемся на последнюю станцию​​.

Вот и последняя остановка (показать – карту РБ), которая называется «Карта Республики Беларусь».

-Ребята, наша страна на карте кажется такой маленькой. А какое красивое имя у нашей страны - Беларусь. Говорят, что свое название она получила от красоты окружающей природы.

Беларусь - это край зеленых лесов, болот, широких полей, голубых озер и рек, где водятся животные и птицы. Все это мы должны беречь и ценить. Если будем только уничтожать, то и сами исчезнем.

Сейчас ребята мы возвращаемся в нашу группу.

Дети, вам понравилось наше путешествие?

  Ответьте на вопросы:

-Назовите столицу Беларуси?

-Назовите символы РБ?

-Какие цветы на государственном гербе?

-Какие цвета преобладают на государственной символике?

-А теперь я предлагаю вам нарисовать то, что вы запомнили о нашей стране.

Инфографика. Работа с тематической картой (Приложение Г) (в центре таблицы карта республики, дети в свободные ячейки с помощью графических символов рисуют свои представления о стране (зелёные леса, озёра, болота, небо, животные и птицы и т.д.)

Молодцы ребята! Мы сегодня с пользой провели время и узнали много интересного. Я вам приготовила небольшие подарочки (с сундучка-шкатулки достать QR-коды). Это QR-коды с ссылкой на видео про Беларусь, чтобы вы с родителями дома его посмотрели.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2019.
  2. Давидович, А.Л. Мир, в котором я живу: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, Е.И. Смолер. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 208 с. (УМК «Мои первые уроки»)
  3. https://praleska-red.by
свернуть