Безопасность на воде основное, чему должны обучить детей педагоги или родители перед тем, как они начинают учиться плавать. Дети, не знающие правила безопасности на воде, подвергают свою жизнь и здоровье серьезному риску во время плавания в бассейнах или открытой воде. Игры – это выгодный и информативный способ научить маленьких детей безопасности в бассейне.
(Для детей 3-6 лет)
«Да или нет»
Задачи: знакомить с безопасным поведением у воды, с водой;
Если ответ «да», хлопать в ладоши и кивать головой, если «нет», топать ногами и грозить пальчиком.
1. Нырять в незнакомом месте.
2. Купаться одному.
3. Пользоваться надувными резиновыми кольцами или
4. другими игрушками
5. только в присутствии взрослых.
6. Прыгать в воду с высоты.
7. Плавать в грязной воде.
8. Плавать в чистой воде.
9. Можно купаться под присмотром взрослых?
10. Можно хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?
11. Можно брызгать воду в лицо?
12. Можно плавать вдоль берега?
13. Нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?
14. Можно звать на помощь без причины?
15. Можно заплывать далеко от берега?
16. Можно купаться под присмотром взрослых?
17. Можно хватать друг друга за ноги?
18. Можно брызгать воду в лицо?
19. Можно плавать вдоль берега?
20. Нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?
21. Можно ли прыгать на льду?
22. Можно купаться во время грозы?
23. Нужно быть осторожным при купании и соблюдать правила безопасности?
«Выбери качества»
Из перечисленных слов нужно выбрать качества, которыми должен обладать спасатель для спасения людей от гибели на воде, объяснить значение этих слов: ТРУСОСТЬ, СТРАХ, СМЕКАЛКА, РОБОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ОСТОРОЖНОСТЬ, ДОБЛЕСТЬ.
«Паутинка»
Задачи: закрепить знания о безопасном поведением у воды, с водой;
Все выйдите на середину и встаньте в круг. У меня в руках клубок ниток, представьте, что это нити природы. Я наматываю нитку вокруг пальца и называю то, что нельзя и что нужно соблюдать при купании, бросаю клубок любому из вас. И так делает каждый по очереди. Получается паутинка.
Вывод: береги свою жизнь и помни, что есть много прекрасных мест для игр помимо водоёмов.
«Вылови шарик»
Задачи: развивать моторику, аккуратность, ловкость
Материал: два таза, пластмассовые шарики, ситечко с ручкой
Ход игры: В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики.
Игра «Лужа»
Задачи: развивать мелкую моторику, зрительную координацию; аккуратность, ловкость.
Материал: губка, два тазика, один с водой, другой пустой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу.
Лужи, лужи на дорожке!
Обувай скорей сапожки.
Побежим с тобой по лужам.
Мне товарищ очень нужен.
Ведь по лужам под дождем
Лучше бегать нам вдвоем.
Игра «Дождик»
Задачи: развивать мелкую моторику, аккуратность, ловкость; развивать зрительную координацию; обогащать словарный запас.
Материал: емкость для воды, лейки
Ход игры: очень просто организовать для детей игру с лейкой, устраивать дождик. Покажите, как капли падают на воду, как в пустом тазу постепенно образуется большая лужа. Расскажите детям стихотворение про дождик, спойте песенку. После такой игры можно организовать урок творчества. Нарисовать с малышами тучки и дождик;
Игра «Поплывет или утонет?»
Задачи: развивать наблюдательность, мелкую моторику, освоение навыков классификации предметов, знакомство с материалами предметов.
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки). Ёмкость с водой, два пустых ведерка.
Ход игр: Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Игра "Почему кораблики не плывут?"
Задачи: способствовать формированию элементарных причинно-следственых связей. Развивать дыхательную мускулатуру.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента:
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.
Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Игра «Сквозь сито»
Задачи: познакомить с назначением предметов и свойствами вещества.
Необходимый инвентарь: стакан, сито, мелкий «мусор» (бумажки)
Ход деятельности: Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Процедить «загрязненную воду»
Игра «Купание кукол»
Задачи: эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Материал: куклы, ванночки, мочалки
Содержание: Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.
Игра «Мытье посуды»
Задачи: эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Материал: губки, детская посудка, мыло детское
Содержание: Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!
Игра «Плыви, кораблик!»
Задачи: снятие психоэмоционального напряжения, развитие дыхательной мускулатуры.
Материал: тазы с водой, бумажные или пластмассовые кораблики
Содержание. Дуть на маленький легкий кораблик на воде.
Игра «Бульки»
Задачи: способствовать тренировке дыхательной системы, умение регулировать силу выдоха.
Материал: трубочки индивидуальные, стаканы с водой
Содержание. Дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Делать пузыри.
Игра «Пенный замок»
(для родителей с детьми)
Задачи: снимать эмоционального напряжения, развивать фантазию, речь.
Материал: мыльная вода, миска, трубочка
Содержание. В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте мыльных пузырей и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это «принц», который живет в пенном замке. Придумать сюжет, рассказать сказочную историю.
Игра «Праздник на воде»
(для родителей с детьми)
Задачи: снимать эмоциональное напряжение, развивать воображение.
Материал: таз с водой, горящие свечи.
Содержание: Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.
Игра-эксперимент «Тает льдинка»
(для родителей с детьми)
Задачи: способствовать формированию элементарных причинно-следственных связей, знакомство с состоянием воды и ее свойствами.
Материал: свеча, приготовленные льдинки, краски
Содержание: 1) Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять 10 несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры. А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "чай быстрее остыл".
2) Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
Игра «Поймай льдинку»
Задачи: развивать координацию движений, знакомить детей со свойствами воды.
Материал: заранее приготовленные льдинки, сачки, черпаки, емкости ( с водой и пустая)
Содержание. Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».
Игра «Веселые кораблики»
Задачи: способствовать развитию дыхательной мускулатуры, закаливанию.
Материал: таз с водой, плавающие игрушки или предметы.
Содержание: дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы: лодочки, щепочки, кораблики. Наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.
Игра «Нырки»
Задачи: развивать тактильную чувствительность, зрительное восприятие.
Материал: глубокий таз с водой, маленькие мячи.
Содержание. Играют два человека. Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды. Остальные наблюдают, чей мяч выше подпрыгнет.
Игра «Ловкие пальчики»
Задачи: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Материал: таз с водой, губки.
Содержание: Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.
Игра «Бульбочки»
Задачи: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Материал: резиновые игрушки с отверстиями, маленькие бутылочки
Содержание. Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».
Игра «Морские сокровища»
Задачи: развивать внимание, координацию движений.
Материал: емкость с водой, камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные предметы.
Содержание: Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища». Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка. Следить за техникой безопасности.
Игра «Веселые зверушки»
Задачи: развивать зрительную координацию.
Материал: емкость с водой, механические игрушки.
Содержание. Игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.
Игра «Достань ракушку» («Достань камешек»)
Задачи: развивать внимание, координацию движений, зрительное восприятие, память.
Материал: емкость с водой, тонущие игрушки.
Содержание. На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». До этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Игра «Тёплый – холодный»
Задачи: закрепить понятия «тёплый», «холодный», развивать тактильное восприятие.
Материал: две емкости с водой разной температуры, игрушки - рыбки, утята.
Содержание. Воспитатель наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в тёплой. Ребенок должен выбрать правильную емкость. Опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой. Остальные дети могут потом проверить правильность выбора.
Игра «Что как плавает»
Задачи: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Материал: ёмкость с водой, игрушки и предметы из различных материалов.
Содержание. Воспитатель предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия, сделать выводы о плавучести.
Подготовил руководитель физического воспитания М.Н. Зинькевич